Волокжанина Анастасия
Мастер класс «Сюжетно-ролевая игра как актуальные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС ДОУ»
▼ Скачать
Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной активностью. Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое общение. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Надо научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нем находят воплощение представлений о различных событиях. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры.
Публикация «Мастер класс „Сюжетно-ролевая игра как актуальные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС ДОУ“» размещена в разделах
Для себя, как для педагога, я, поставила профессиональную проблему поиска эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников среднего и старшего возраста. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.
Я перед собой поставила следующие задачи:
1. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.
2. Расширять область самостоятельных инициативных действий в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.
3. Развивать у детей самостоятельность, творчество, инициативу, навыки саморегуляции.
4. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
5. Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.
Работу по развитию сюжетно-ролевыхигр осуществляла в следующих направлениях:
1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
2. Непосредственное руководство играми детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С помощью родителей оборудовали игровые центры «Кукольный уголок», «Магазин», «Больница.
В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. При этом специально обучать детей определенным игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить творческий характер.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают игратьв игры знакомой тематики: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :
• Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,
• творческое создание обстановки для игры;
• организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;
• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Этапы педагогической технологии :
1 этап: обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
2 этап: организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3 этап: самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
В своей практике также использую прием «параллельная игра - роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок. Воспитатель также может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру.
В процессе своей работы я обратила внимание, что постоянное проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие ребёнка. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие.
Воспитывается трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, умение отстоять вою точку зрения, проявить инициативу.
Для достижения оптимального результата в сюжетно-ролевой игре дошкольника необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.