Ирина Воропаева
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Повышение профессионального уровня педагогов.
2. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2018
В основе мастер-класса положена система андрагогических принципов обучения, которые сформулированы С. И. Змеевым (андрагогические принципы обучения - наиболее общие принципы организации процесса обучения взрослых людей) :
1. Принцип совместной деятельности предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
2. Индивидуализация обучения. Каждый обучающийся совместно с обучающим, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки.
3. Системность обучения. Соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
4. Принцип осознанности обучения. Осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
5. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.
6. Принцип опоры на опыт обучающегося. Профессиональный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
7. Контектстность обучения (термин А. А. Вербицкого). Обучение ориентировано на совершенствование личности, строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося.
8. Принцип актуализации результатов обучения. Безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
9. Принцип элективности обучения. Предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
10. Принцип развития образовательных потребностей. Оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала. Процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
Материал и оборудование:
1. По количеству участников: массажные шарики «Су-Джок»
2. Сказки: «Рукавичка», «Три медведя».
3. Разрезные картинки из сказок: «Рукавичка», «Три медведя».
4. Цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, альбомные листы на каждого участника мастер- класса
5. Презентация по теме.
Ход мастер-класса :
СЛАЙД № 1 - ТЕМА. Эмоциональное начало:
- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста».
- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса. А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно несколько (8) добровольцев для выполнения упражнений.
СЛАЙД№ 2: ИНДУКТОР (побудитель участников мастер-класса к активной работе).
- Прежде чем мы начнем мастер класс, я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».
Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
— Иди вперёд, иди вперёд!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам найти на нашем мастер- классе необходимые Вам знания!
СЛАЙД № 3: ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса».
Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, определено на государственном уровне и отражено в ФГОС ДО.
Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
СЛАЙД № 4: Использование практических методов в развитии речи ребенка.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).
- Конечно же - это игра Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
СЛАЙД № 5:
- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?
Практическая часть:
- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… .
- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Игровые упражнения «Рифмы».
К названным словам, подобрать рифмы :
ребята - котята;
картина - корзина;
вскачь - мяч,
птицы - спицы.
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, На него поставим. (стол).
Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)
- Молодцы, у вас все получилось.
СЛАЙД № 6.
- Следующее игровое упражнений «Почемучки».
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
- И так, начнем.
Игра «Почемучки».
Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя
СЛАЙД № 7.
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:
- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей) .
- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
- Сегодня я попытаюсь показать вам как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.
- Сначала мы проведем упражнение на «разогрев» «Фортепьяно»
- Давайте представим, что каждый из нас это клавиша музыкального инструмента, я начинаю игру, задавая ритм, а вы по часовой стрелке продолжаете, как только человек справа от вас выполнит заданное количество хлопков, вы продолжаете и передаете эстафету другому.
(повторяется 2-3 раза с ускорением)
- А теперь я предлагаю вам вместе со мной выполнить массаж пальцев рук он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком «Су-Джок». Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
СЛАЙД № 8.
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с привлечением эмоциональной настроенности в сочетании со словами.
«Если пальчики грустят»
- Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
- Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
СЛАЙД № 9.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.
- Я предлагаю вам разделиться на группы, собрав картинку из сказки.
- Из какой сказки у вас картинка?
-Надеюсь данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.
*Задание для группы №1.
•«Рукавичка» от лица рукавички
* Задание для группы №2.
•«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
- Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.
СЛАЙД № 10.
Иллюстрации из сказок.
СЛАЙД № 11.
Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.
(воспитатель предлагает отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения)
-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)
-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
-Дворники считают капли:
-вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)
-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
-Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) (Воспитатель предлагает участникам мастер – класса повторить стихотворение ещё раз уже с проговоркой слов.)
- Вот видите, у вас все получилось. Надеюсь, вы убедились в эффективности данной методики.
СЛАЙД № 12.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании.
Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой
Слайд № 13.
Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:
на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица)
Слайд № 14, 15
Воспитатель зачитывает стихотворение, и показывает мнемотаблицу, составленную из картинок к данному стихотворению
Белые носочки на лапках у щенка
Видно перешел он речку молока.
СЛАЙД № 16.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.
Итак:
Божья коровка
Точка, точка,
Два крючочка-
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В черных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолет,
Прямо в небо он уйдет. (Ф. Грубин)
СЛАЙД № 17.
(воспитатель показывает схему, нарисованную им самим, сравнивает, что подучилось у участников мастер- класса, зачитывает еще раз стихотворение.
- Молодцы, у вас все получилось.
СЛАЙД № 18. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: оценка результативности проведенного мастер-класса, осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.
Воспитатель :
- В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
• Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например
Скворец
Поющий, черный
Прыгает, летает, вьет гнезда
Без него не наступит весна
Птица
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
(воспитатель благодарит участников мастер- класса за выраженное отношение к мастер -классу)
СЛАЙД №19. Итог
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.
- Дерзайте, творите! Спасибо за работу!
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» - М. :Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
2. Ушакова О. В. «Развитие речи дошкольников». – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с.
3. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.-186 с.
4. Ельцова О. М. ,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/– СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
5. «Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
6. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» : / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, ; М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.
7. «Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей» /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
8. Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html