МААМ-картинки

Мастер-класс «Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности»

Валентина Балабанова
Мастер-класс «Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности».

Цель мастер-класса : Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Задачи:

- ознакомить участников мастер-класса с приёмами эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно – исследовательской деятельности;

- продемонстрировать педагогам эксперименты с воздухом;

Публикация «Мастер-класс „Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе приёмов эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно – исследовательской деятельности.

Практическая значимость. Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми по развитию познавательно – исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: миска, пластиковая бутылка, стакан с водой, коктейльная трубочка, воздушные шары, «весы», мандарин, разнос, банка, прищепка, скотч, леска, 2 стула.

Раздаточный материал: пакеты полиэтиленовые, бумажные веера, стаканы с водой, коктейльные трубочки.

Ход мастер-класса.

На протяжении дошкольного детства, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая представляет собой форму активности ребёнка в познании окружающего мира. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет развиваться. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Одна из основных задач ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, создавать необходимые для этого условия.

В первой младшей группе в зимнее время я реализовала познавательноисследовательский проект «Волшебная капелька». В процессе реализации проекта, я проводила наблюдения за снегопадом, капелью, опыты с водой, занятия, беседы на тему: «Кому нужна вода?», «Кто живёт в воде?». Я также использовала художественное слово, плакат на тему «Кому нужна вода?», икт (слушали аудиозаписи mp3 из цикла «Звуки природы» : «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей»). Я проводила дидактические («Купание куклы Кати», «Тонет-не тонет») и подвижные игры («Через ручеёк», «Капельки и тучка»). В процессе реализации проекта я применяла показ, постановку задания, указания, обследование предмета, объяснение, контроль и регулирование, анализ результатов, педагогическую поддержку.

Благодаря показу, объяснению трудовой деятельности (полив цветов, дети получают представления о том, что без воды растения погибнут.

Для того, чтобы заинтересовать детей, я использую тематические праздники, сюрпризные моменты.

Также в работе с детьми я использую проблемные вопросы:

- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

- Почему утка плавает, а курица нет?

- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду,

Буратино всплывает. Как ему помочь?

Использую в работе игры по технологии ТРИЗ.

«Где живет?»

Описание. Называется предмет и дети размышляют, где он может жить.

Пример. Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

«Отгадай по описанию»

Описание. Дети должны по описанию отгадать животное.

Пример. Это животное большое, лохматое, любит мед.

«Скажи наоборот»

Описание. Дети подбирают слова, противоположные по значению.

Пример. Быстрый – медленный, холодный – горячий, высоко-низко, день-ночь.

«Третий лишний»

Описание. Называем три слова. Дети определяют какое слово лишнее.

Пример. Шапка, платок, сапоги.

«Хорошо - плохо»

Описание. Дети выделяют в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Пример. Лиса – это хорошо. Почему? Лиса – это плохо. Почему?

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью.

Для развития познавательно-исследовательской деятельности в группе организован уголок экспериментов.

Дети ждут волшебства, очень любят экспериментировать.

Я предлагаю и вам поучаствовать в экспериментах. Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:

- Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!

Что это? Правильно, воздух.

Эксперименты на тему: «Воздух и его свойства».

Опыт№1 «Есть ли воздух внутри нас?».

Материал и оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

Описание.

Возьмем стакан с водой и подуем в воду через трубочку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.

Вывод: внутри нас есть воздух.

Опыт№2 «Можем ли мы поймать воздух?».

Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты.

Описание.

Возьмём полиэтиленовый пакет. В нём что-нибудь есть?

- В пакете ничего нет, он пустой.

- Давайте свернём пакет со стороны отверстия. Посмотрите на руку через пакет, наполненный воздухом. Вы видите свою руку?

(Видим)

- Если мы видим свою руку, значит воздух какой?

(Прозрачный, невидимый, бесцветный).

Вывод: в пакете есть воздух. Он невидимый, прозрачный, бесцветный.

Опыт №3 «Можем ли мы почувствовать движение воздуха?»

Материал и оборудование: веер.

Описание.

Педагог предлагает взмахнуть веером перед собой: «Что вы ощущаете?» (Лёгкий ветерок)

Вывод: мы заставили воздух двигаться и почувствовали его движение.

Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?».

Материал и оборудование: банка, разнос с мандарином.

Описание.

- Для того, чтобы понять, имеет ли воздух запах, давайте сделаем глубокий вдох. Имеет ли воздух запах? (Воздух запах не имеет) Но воздух может приобретать запах тех или иных веществ, предметов. Я предлагаю вам закрыть глаза и по аромату понять, что я около вас несла. Воспитатель выкладывает из банки на разнос мандарин. Вывод: воздух не имеет запаха, но может запахи приобретать.

Опыт №5 «Есть ли воздух внутри предметов?»

Материал и оборудование: миска, термос с горячей водой, пластиковая бутылка, воздушный шар.

Описание.

На бутылку надевается воздушный шар и бутылка помещается в миску с горячей водой. Что мы видим? Шарик начинает надуваться.

Воздух внутри бутылки нагревается и начинает двигаться, надувать шар. Вывод: внутри предметов есть воздух.

Опыт №6 «Имеет ли воздух вес?»

Материал и оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, «весы» (палка длинной около 60-ти см. На её середине закреплена верёвка, а на концах воздушные шары).

Описание. Воспитатель: «Мы видим, что шары висят на одном уровне, значит их вес одинаковый. Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом?».

Из лопнувшего шара вышел воздух, а конец, к которому он привязан, поднялся вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

Вывод: воздух имеет вес.

Опыт 7 «Может ли воздух заставить предметы двигаться?»

Материал и оборудование: коктейльная трубочка, скотч, леска, 2 стула, прищепка, воздушный шар.

Описание.

В трубочку для коктейля вводится леска, затем леска привязывается к стульям на расстоянии 3 - 5 метров. К трубочке прикрепляется скотчем надутый воздушный шар. Шар оттягивается в начало лески, затем отпускается. Вырываясь из шарика, воздух заставляет шар двигаться в противоположную сторону.

Вывод: воздух обладает силой - может передвигать предметы.

- Что вы узнали о воздухе, его свойствах? (Ответы).

Спасибо за участие в экспериментах!

Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности. Дети активно познают окружающий мир, у них активизируется внимание, память, мышление, речь, воображение.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 1 января 2020 в 19:12
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Приёмы эффективного взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Балабанова (УИ 1668239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД