Наталья Казьмина
Мастер-класс на тему «Методы и приемы элементарного музицирования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей по средствам элементарного музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
-представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
1сл. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: Методы и приемы элементарного музицирования в ДОУ. Сегодня я хочу поговорить о различных методах элементарного музицирования.
Публикация «Мастер-класс на тему „Методы и приемы элементарного музицирования в ДОУ“» размещена в разделах
2 сл. Что же такое элементарное музицирование? Элементарное музицирование – форма коллективной музыкально-творческой деятельности, – это работа со словом, музыкальными инструментами, использованием ритма, мелодий, гармоний в их простейших формах.
3 сл Музицирование способствует развитию:
Развитию музыкальной памяти, внимания.
Расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Развитию коммуникативных навыков.
Музыкальных способностей, интереса к музыке.
Эмоциональности и индивидуальности.
4 сл. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребенка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, четче воспроизводят ритм.
5 сл. Существуют виды музицирования: учебное, творческое, концертное музицирование.
Учебное музицирование — это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова».
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора.
Методы работы с детьми по музицированию:
Метод активации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Это метод – способ развития детей.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ обучения.
6 сл. Основные виды деятельности на занятиях элементарным музицированием:
• Звучащие жесты.
• Речевое музицирование.
• Игра на детских музыкальных инструментах.
• Озвучивание стихов и сказок.
• Пение.
• Танец.
• Пантомима.
• Импровизированная театрализация.
7 сл. Я бы хотела рассказать о некоторых из них, которые я наиболее часто использую в своей работе.
8 сл. Самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые
позволяют организовать музицирование в отсутствие любых
других инструментов являются звучащие жесты. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, притопы, щелчки и т. д.
9 сл. Звучащие жесты можно использовать где угодно: в приветствии, по дороге в волшебный лес, знакомстве друг с другом и т. д. Я в своей практике очень часто использую «звучащие» приветствия.
10 сл. Предлагаю нам с вами поприветствовать друг друга, с помощью звучащих жестов. Текст выведен на экран, вы говорите только слова «Да, да, да» и выполняете жесты. (потом переключить на себя и провести приветствие, а потом снова переключить на презентацию)
В нашей группе все друзья!
Да-Да-Да! (шлепки по коленям 1-2-3).
Вы и мы, и ты, и я!
Да-Да- Да! (щелчки пальцами 1-2-3).
Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза в ладоши).
Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза в ладоши).
Мы — одна семья!
Такое приветствие поднимает настроение, настраивает на работу. Это приветствие я преподнесла детям как свою импровизацию, спустя несколько занятий я предлагала импровизировать им самим.
Следующий вид деятельности, который я использую-это озвучивание сказок.
11 сл. С помощью сказок-шумелок у детей не только развивается творческая фантазия, но и совместная игра со взрослым развивает навык общения, развивается слух и чувство ритма, развиваются волевые качества – это выдержка. В работе над сказками-шумелками я сначала детям читаю сказку, либо показываю с помощью кукольного театра. 12 сл. Тогда дети уже не только будут слушать сказку, но и видеть главных героев и их действия перед собой. Затем мы вместе с детьми пытаемся подобрать музыкальные и шумовые инструменты для озвучивания сказки, определяем способы их звукоизвлечений. Озвучивание сказок – шумелок особых трудностей у детей не вызывает, особенно они любят меняться музыкальными инструментами, получая при этом уже новую роль. Ребята очень часто просят на занятиях рассказать сказку сами, из чего я сделала вывод, что озвучивание сказок – шумелок им очень нравится.
13 сл. Очень нравится нам с ребятами «Сказка про овечку»
«Сказка про овечку»
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке, - шуршим пакетом
Потом по камушкам, - стучим камнем о камень
Потом она дошла до ручейка, - подуть в трубочку, которая в стакане с водой
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - поблеять
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - подуть в бутылку
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так: - позвенеть в колокольчик
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - звенеть колокольчиком
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке, - шуршим пакетом
Потом по камушкам, - стучим камнем о камень
Потом он перешел быстрый ручеек, - подуть в трубочку, которая в стакане с водой
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - поблеять
Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей, - подуть в трубочку, которая в стакане с водой
Потом пошли по камушкам, - стучим камнем о камень
Потом по травке, - шуршим пакетом
Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли. - все дети говорят «Бе-е-е»
Игра на детских музыкальных инструментах по схемам
14 сл. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.
При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность.
15 сл. Итак, игра на детских музыкальных инструментах по схемам. Детям изначально предлагается прослушать произведение, а после выбрать инструмент, на котором будут играть. Далее я говорю, что оркестр наш будет играть по волшебным схемам. 16 сл. Эти схемы появятся на интерактивной доске, а еще, как вариант, они могут быть напечатанными и в нужной последовательности и темпе показываться детям. На моих схемах отображаются музыкальные инструменты, ритм, способы игры. Задача детей вовремя вступить, исполнить правильно свой ритм на своем инструменте. Какие трудности были при разучивании конкретно в моем сегодняшнем примере – это, конечно, быстрый темп произведения. Приходилось разучивать с голоса в медленном темпе. Детям это задание очень понравилось, для них «детская партитура» на доске казалась настоящей, благодаря таким волшебным карточкам они ощущали себя целым оркестром. Не раз просили поиграть еще.
В моем выступлении вы увидите, как дети по таким схемам исполнят «Польку» Исаака Дунаевского
17 сл. Импровизация звуковых картин
Элементарное музицирование помогает в усвоении материала при прослушивании. Я выбрала пьесу «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. А чтобы «оживить» нашу картину, я рискнула использовать воду. Перед исполнением мы поговорили с ними о жителях аквариума, моря. Что мы будем изображать волны, плавающих медуз, бурление воды. Трудности были в том, чтобы во время репетиции не выпить эту воду и не облиться. Можно выбирать любое произведение для исполнения на водных стаканчиках.
18 сл. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку прикоснуться к великому таинству под названием «Музыка». Оно позволяет играть на инструментах, играть со звуками, играть друг с другом, создавая неповторимую атмосферу общения, в которой комфортно и радостно.