Наталья Симакова
Мастер-класс «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).
Публикация «Мастер-класс „Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на моем мастер-классе посвященный теме «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка. (высказывание педагогов). Пословица- это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; без труда не вытащишь и рыбку из пруда, кто не работает тот не ест, своя рубашка ближе к телу, тише едишь дальше будешь и т. д.) А что такое поговорка уважаемые коллеги? Поговорки – это яркие меткие народные выражения дающие меткую оценку поступку, какому-то событию, человеку (Например; два сапога пара, друзья познаются в беде, слово не воробей, лыку не вяжет, когда рак на горе свистнет и т. д.)
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О. Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат «уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о «Родине», о «Труде»,о «Временах года» ,о «Смелости» ,о «Правде и лжи», о «Дружбе», о «Семье», о «Матери» и т. д.
Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.
Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.
* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка
*Внимательно прочитать с детьми пословицу
* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести
* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько форм и приёмов, которые используются в работе по ознакомлению, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.
Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.
- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
- Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)
-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)
-Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)
Молодцы!
. Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»
Хорошая книга- лучший Друг
Кто много читает –тот много Знает
С книгой жить –век не Тужить
Книга твой друг- без нее как без Рук
Книга подобна воде - дорогу пробьет Везде
Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»
Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно :
1. Не ищи красоты, ищи доброты.
Мир не без добрых людей.
Доброму бог помогает.
2. Злого любить – себя губить.
Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит.
3. Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?
Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.
. Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса,
улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
Уважаемые коллеги если представленный мной мастер-класс для вас был интересен то слово предоставляется вам.
И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой
Все во что мы здесь играли
Забираем мы с собой
Спасибо за внимание!