валентина кочетова
Мастер-класс «Использование основ правильного питания в познавательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему :
«Использование основ правильного питания в познавательном процессе ДОУ в свете реализации образовательных областей ФГОС»
Пояснительная записка
В конечном счете, наше здоровье зависит от того, что мы едим,
как мы едим, сколько мы едим, когда мы едим и для чего мы едим.
Н. К. Камбаров (Камбери)
Публикация «Мастер-класс „Использование основ правильного питания в познавательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
Всем уже давно известно, что "правильное питание детей", не зависимо от возраста, является залогом здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольников не менее важно, чем в раннем возрасте.
Правильное питаниеэто, главным образом,здоровое питание,под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, и не имеющих в своем составе вредных веществ.
Интенсивное развитие детского организма и двигательная активность сопровождаются большой затратой энергии. Поэтому дошкольникам требуется большего количества белков, витаминов и минеральных веществ. Но это не значит, что чем больше ребенок получает пищи, тем лучше, т. к. переедание может стать причиной некоторых серьезных нарушений в состоянии здоровья.
Питание дошкольника, как и питание детей любого другого возраста, должно быть сбалансированным, т. е. должно полностью удовлетворять потребность организма в основных пищевых веществах и энергии.
В настоящее время с началом внедрения новых ФГОС в систему образования у многих педагогов возникли проблемы в переходе от стандартных занятий к игровым формам. Отказ от учебной модели в детском саду, требует от воспитателей поиска новых форм работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, обучать и воспитывать дошкольников так, чтобы это было не утомительно и ненавязчиво.
Программа ориентирована на помощь в реализации интеграции образовательных областей в соответствии с новым ФГОС - разделы «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Программа решает поставленные задачи с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Использование таких нетрадиционных форм проведения семинара-практикума позволяет повысить профессионально-личностный, профессионально - деятельностный и профессионально-творческий компонент педагогов. Дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.
Цель: обучить педагогов основам создании условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности, инициировании самостоятельности и активности детей здоровьесберегающей поведении через правильное питание.
Задачи:
- научить воспитателей воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни;
- развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- создание педагогами условий для самостоятельных игр по здоровому образу жизни, по правильному питанию;
- обогащать и углублять представления педагогов о том, как поддержать и сохранить здоровье детей через правильно организованное и своевременное питание.
Учебная программа
1. Введение: ознакомительный семинар на тему «Использование основ правильного питания в познавательном процессе ДОУ в свете реализации образовательных областей ФГОС»
Вопросы для обсуждения:
- Что такое правильное питание?
- Нужно ли питаться правильно?
- Какова роль правильного питания в жизни семьи?
- Ознакомление с основами правильного питания и ЗОЖ в воспитательно-познавательном процессе и в режимных моментах.
- Практическая часть: составление конспекта консультации для воспитателей на тему «Правильное питание как
основа здоровья».
2. Основы игр и ознакомление с играми по правильному питанию.
Вопросы для изучения:
- Методика организации и проведения игр по правильному питанию по возрастным группам.
- Использование игр по правильному питанию в организации групповых занятий с детьми.
- Практическая часть: импровизация по составлению игры на тему «Волшебные бусинки» в соответствии с возрастными особенностями.
3. Использование игр по правильному питанию в работе по реализации образовательной области «Познание».
- Виды игр:
А. 1. Дидактические игры.
2. Словесные игры.
4. Игры на развитие творческого мышления.
5. Игры на развитие внимания.
6. Игры на развитие музыкальных способностей.
7. Игры, развивающие воображение.
8. Игры на развитие ориентации в пространстве.
Б. Ознакомление с авторскими играми.
- Практическая часть: обыгрывание игр “Каравай”, “Самовар”, “Мороженое”, “Интересные картины”, “Розы” со слушателями курса.
4. Работа с родителями.
Вопросы для обсуждения:
- формы и виды работы с семьей:
1. Интерактивная.
2. Традиционная.
3. Просветительская.
- Практическая часть: придумать анкетирование для родителей на тему «Правильное питание – основа здоровья»; написать выступление на родительское собрание «Мы за здоровое питание»; дискуссия на тему "Здоровое питание. Мусорная еда», круглый стол «Как провести семейные спортивные соревнования по здоровому питанию?»
5. Взаимосвязь правильного питания и образовательной области «Чтение художественной литературы».
Вопросы для рассмотрения:
- Правильная культура и техника речи, произношение и выразительность речи педагога.
- Практическая часть:
- чтение скороговорок, стихотворений;
- разработка дидактических игр для речевого развития детей с использованием современных методов.
6. Ознакомление с авторским методическим пособием «Правильное питание – основа здоровья» в работе по реализации образовательной области «Здоровье».
Вопросы для обсуждения:
- Практикум: изготовление салатов, предметов из соленого теста и пластилина для разных видов игр.
7. Опыты в работе по реализации образовательной области «Познание».
- проведение опытов в познавательном процессе.
- практическая часть: опыты.
Учебно-тематический план программы «Правильное питание в свете реализации образовательных областей ФГОС»
Цель: обучить педагогов основам создании условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности, инициировании самостоятельности и активности детей здоровьесберегающей поведении через правильное питание.
Срок обучения: 36 часов, 2 недели, 4-5 дней в неделю
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в день
П / н
Наименование разделов, тем Всего часов В том числе
Форма контроля
Лекции Круглые столы. Прак. лабор. сем.
занятия
1. «Правильное питание как основа здоровья» в работе по реализации образовательной области «Здоровье».
Презентация
1.1. Что такое правильное питание?
1.2. Нужно ли питаться правильно?
1.3. Какова роль правильного питания в жизни семьи?
1.4. Ознакомление с основами правильного питания и ЗОЖ в воспитательно-познавательном процессе и в режимных моментах.
Практическая часть: составление конспекта консультации для воспитателей на тему «Правильное питание как основа здоровья». 4 3 1 Выполнение
практических заданий.
2. Основы игр и ознакомление с играми по правильному питанию. 2.1. Методика организации и проведения игр по правильному питанию по возрастным группам.
2.2. Использование игр правильному питанию в организации групповых занятий с детьми.
Практическая часть: импровизация по составлению игры на тему «Волшебные бусинки» в соответствии с возрастными особенностями. 4 3 1 Выполнение
практических заданий.
3. Использование игр по правильному питанию в работе по реализации образовательной области «Познание».
3.1. Виды игр:
А. 1. Дидактические игры.
2. Словесные игры.
4. Игры на развитие творческого мышления.
5. Игры на развитие внимания.
6. Игры на развитие музыкальных способ-ностей.
7. Игры, развивающие воображение.
8. Игры на развитие ориентации в пространстве.
Б. Ознакомление с авторскими играми.
Практическая часть: обыгривание игр “Каравай”, “Самовар”, “Мороженое”, “Интерсные кар-тины”, “Розы” со слушателями курса. 7 3 4 Анализ работ.
Выполнение
практических заданий.
4. Работа с родителями.
4.1. Формы и виды работы с семьей:
Интерактивная.
4.2. Традиционная.
4.3. Просветительская.
Практическая часть: придумать анкетирование для родителей на тему «Правильное питание – основа здоровья»; написать выступление на родительское собрание «Мы за здоровое питание»; дискуссия на тему "Здоровое питание. Мусорная еда», круглый стол «Как провести семейные спортивные соревнования по здоровому питанию?» 7 3 4 Анализ работ.
Выполнение
практических заданий.
5. Взаимосвязь правильного питания и образовательной области «Чтение художественной литературы».
5.1. Правильная культура и техника, произношение и выразительность речи педагога.
5.2. Знакомство с авторскими произведениями.
Практическая часть: чтение скороговорок. Разработка дидактических игр для речевого развития детей с использованием современных методов. 4 1 3 Выполнение
практических заданий.
6. Ознакомление с авторским методическим пособием «Правильное питание – основа здоровья» в работе по реализации образовательной области «Здоровье» 6.1. Практикум: изготовление салатов, предметов из соленого теста и пластилина для разных видов игр. 4 1 3 Выполнение
практических заданий.
7. Опыты в работе по реализации образовательной области «Познание».
7.2. Проведение опытов в познавательном процессе.
Практическая часть: опыты. 4 2 2 Выполнение
практических заданий.
8. Итоговая аттестация
8.1. Презентация всех материалов слушателей курса. 2 2
Итого:
36
16
2
18
4. Планируемые результаты.
Данный проект создан помочь педагогам при внедрении программы ФГОС, углубить их использование в личном профессиональном росте и в повседневной работе с детьми. Содержание проекта ориентировано на формирование креативного мышления педагогов, для решения профессиональных задач с применением основами правильного питания, как один из направлений образовательной области «Здоровья».
После окончания курса педагоги овладеют методикой проведения игр, научатся вносить в работу с детьми разные оздоровительно-развивающие элементы по правильному питанию. У педагогов формируются навыки организации познавательного процесса в раскрепощенной, игровой форме. Также смогут самостоятельно создавать различные виды сценарий игр по здоровому питанию для дошкольников.
5. Материально-техническая обеспечение:
- музыкальный зал, спортивный зал, кабинет ИЗО-деятельности;
- проектор, экран, компьютер;
- магнитофон;
- атрибуты всех видов игр: все виды подручных средств, природный материал.
6. Методические рекомендации к программе мастер-класса.
Учитывая направленность программы на развитие творчества педагогов и их воспитанников, которое определяется как оздоровительно-продуктивная деятельность, в результате которой и педагог, и ребенок создают, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя новые средства для его воплощения, выдвигаются следующие цели:
- создание и постоянное обновление оздоровительно-развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике задачи программы;
- приобщение педагогов к истокам оздоровительной деятельности через ознакомление произведении авторов по правильному питанию;
- создание положительного эмоционального отношения у педагогов к своей творческой деятельности;
- побуждение педагогов к творчеству путем придумывания интересных творческих заданий, предполагающих нестандартные решения.
Содержание лекций учитывает преемственность, взаимосвязь самостоятельного творчества детей с различными видами деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, словесно-художественной. Умелое использование синтеза различных видов работы усиливает интерес к своему здоровью, воспитывает ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни; повышает эмоциональную восприимчивость.
Выбор методов и приемов, используемых лектором, определяется задачами, конкретного занятия, и его содержанием.
Процесс приобщения дошкольников к здоровьесберегающим процедурам сложный, поэтому помимо внедрения в занятия, нужно использовать и в режимных моментах. Обязательным компонентом оздоровительно-развивающей среды в группе педагога должны стать наглядные материалы, атрибуты всех видов игр по здоровому питанию, альбомы, книги, видеоматериалы, знакомящие детей с основами здорового и правильного питания.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень воплощения на жизнь ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни; представления детей о том, как поддержать и сохранить здоровье через правильно организованное и своевременное питание.
Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с ними новую, «взрослую» науку жизни. Но вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не вернуться!
Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные, немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких непосед познать азы этой непростой науки под названием «жизнь»!
Знакомство детей с основой правильного, здорового питания начинается со средней группы. В этом возрасте даем детям начальную информацию о правильном и здоровом питании, знакомим детей с режимом дня и питания, некоторыми продуктами питания. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет игрушечные овощи и фрукты, детская посуда и др.
В старшей группе следует познакомить детей углубленно с режимом и продуктами питания, дать информацию про меню, про особенности овощей и фруктов, про свойства и значении воды в жизни людей.
Именно оздоровительная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей; условий для самостоятельных игр по здоровому образу жизни, по правильному питанию. Участвуя в таких играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно она прививает ребенку устойчивый интерес к своему здоровью, здоровью своих близких, родной культуре и продуктам, правилам его питания, литературе.
Огромно и воспитательное значение здоровьесберегающих игр. У детей формируется уважительное отношение к своему здоровью, здоровью своих близких, обогащается и углубляется представления детей о том, как поддержать и сохранить здоровье через правильно организованное и своевременное питание.
Очевидно, что именно такая деятельность учит детей быть здоровыми, целеустремленными личностями, способными к восприятию новизны. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Список литературы.
1. Алексеева А. С. .б. Организация питания детей в дошкольных учреждениях, М., Просвещение, 1990.
2. Галанов А. С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). М., 2005.
3. Еренко В. А. Детское питание, Кишинев, 1985.
4. «Играют взрослые и дети» составитель Т. Н. Доронова.
5. Кулик Г. И., Серженко Н. Н. «Школа здорового человека», М., 2006.
6. Ладодо К. С., Дружинина Л. В. Энциклопедия детского питания от рождения до школы, М., Ола-Пресс Звездный мир, 2006.
7. «Мама, это я» журнал, 2007, № 2.
8. «Мама, это я», 2007, № 10.
9. Мостовая Я. А., Яковлева Л. С. Организация питания детей в учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях, Киев, 1979.
10. Основы рационального питания детей. Ладодо К. С., В. Д. Фатеевой Е. М., ред. Киев, 1987.
11. Соколова Л. «Веселые игры на кухне» Новосибирск, издательство Сибирского университета, 2008.
12. «Учимся правильно питаться». Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании», автор-составитель Климова Ю. П., Волгоград, Учитель,2007.
13. «Я познаю мир», А. Т. Гергова.