Жанна Веревкина
Мастер-класс «Деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему :
«Деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»
(Создание условий для развития деятельности детей дошкольного возраста на основе сказок)
Подготовила: Веревкина Ж. Е.
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной.
Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Публикация «Мастер-класс „Деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
И для нас, как воспитателей стоит задача, чтобы воспитать человека, начиная с раннего возраста, в нём надо воспитывать духовно-нравственные качества. Какие же воспитательные задачи и виды деятельности помогают нам в воспитании этих качеств?
1. «Социализация»
Воспитание любви к родному краю, знакомство и приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Воспитание нравственных качеств: доброты, справедливости, правдивости.
2. «Познание»
Расширение знаний детей о культуре и быте народов.
3. «Коммуникация»
Формирование умения пересказывать сказки с помощью моделирования, драматизировать, выступая в роли актера и рассказчика.
«Художественное творчество»
Развитие художественно-творческих способностей, использование знакомых сказок в самостоятельной театрализованной деятельности.
«Чтение художественной литературы»
Знание характерных особенностей жанра народных сказок.
«Музыка»
Создание художественно-эстетического пространства для самостоятельной театрализованной деятельности.
«Безопасность»
Формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.
И конечно различные виды деятельности
• игровая;
—сюжетно-ролевые; —игры-драматизации; —театрализованные; —игры со строительным материалом,с природным материалом; с бросовым материалом); —игры-фантазирование; —импровизационные игры-этюды. Игры с правилами: —дидактические—подвижные ( по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности;); —развивающие; —компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие) —музыкальные;
• исследовательско-познавательная;
Экспериментирование, исследование; моделирование:
• коммуникативная;
Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения
• изобразительная;
Рисование, лепка, аппликация
• трудовая и самообслуживание;
Самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд
• конструирование;
• музыкальная деятельность;
—пение; —музыкально-ритмические движения; —музыкально-игровая деятельность; игра на музыкальных инструментах
• восприятие литературы и фольклора.
Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание); разучивание.
И через любовь детей к сказкам, мы можем вовлекать детей в различные виды деятельности.
Использование сказок
Нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства. И помощи для развития деятельности детей.
-Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
-Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность
-Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
С детьми можно использовать различные способы вовлечения в деятельность по средствам сказок :
1. Форма проведения: организация непосредственно образовательной деятельности с использованием сказки, утренняя гимнастика, развлечения, организация режимных моментов в течение всего дня,, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность, праздники.
2. Форма организации: групповая, индивидуальная.
3. Методы:
- практические: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- словесные: чтение литературы, беседы, описания, вопросы к детям;
- наглядные: рассматривание иллюстраций.
7,8,9 слайды фотографии
Дети приобретают знания о духовности и нравственности через сказки; формируют интерес к духовным и нравственным проблемам и личностное отношение к ним.
Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл». Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
Масстер класс
Практическая часть:
Раздаём картинки с изображением, и по этим картинкам делимся на 2 команды по сказке «Репка» и «Теремок».За выполненные задания даётся яблоко, с обратной стороны которого написано одно из нравственных качеств.
Это мы использовали один из методов который можно использовать при делении на команды на 2 и 3 или 4 команды.
Задание №1
- Назовите сказки, где доброта побеждает зло (Заюшкина избушка, Волк и семеро козлят 2. Гуси – лебеди 3. Зайкина избушка 4. Колобок 5. Крошечка –Хаврошечка 6. Курочка Ряба (Яичко) 7. Маша и медведь)
Задание №2
А сейчас вашему вниманию предлагаю ещё один приём который можете использовать с детьми по сказкам.
«Игра двойное название»
Сивка.
Конек.
Гуси.
Красная.
Бременские.
Мальчик.
Доктор.
Цветик
Задание №3
А, сейчас следующее задание. Перед вами мнемотаблицы сказок. Раскажите сказку по мнемотаблице.
Задания №4
А теперь с вами мы посмотрим как мы владеем своей мимикой. Я читаю стихотворение вы показываете.
Улыбнитесь как Мальвина,
Загрустите как Пьеро.
Удивитесь как Незнайка
И нахмурьтесь как дите.
Мы использовали приём «Мимика»
Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»
Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных - анализаторов.
Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали - запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке,
Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей,
Волшебник Рука - (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
Задание №5
ОБЖ Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей педагога и родителей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. И сейчас вам предлагаю ответить на несколько вопросов.
Как называется сказка, через которую учим детей…
1. Не открывать чужим дверь… «Волк и семеро козлят»
2. Не разговаривать с чужими людьми… Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)
3. Не брать чужое… «Лиса и кувшин» заключается в том, что брать чужое – нехорошо. Попытки завладеть чужим имуществом влекут за собой неизбежное наказание. Лиса полакомилась чужим молоком и попала в ловушку, из которой так и не смогла выбраться.
4. Не играть со огнем? «Кошкин дом»
Подвижная игра
–Игра «Карусель сказок»
Необходима копилка сюжетных картинок из разных сказок. Разложить сюжетные картинки и герои сказок по кругу (можно использовать стульчики). Дети бегут вокруг стульев. Ведущий произносит слова: «Раз, два, три –карусель останови!». Ведущий называет имя ребенка, ребенок показывает свою картинку и называет сказку, где этот сюжет есть. Можно задать другие вопросы – Кто главный герой в сказке, какая была у него цель, его друзья и. т. д.
Молодцы! Крепим яблоки на яблоню…
При выборе сказки, которую Вы будете читать ребенку, важным моментом является учет его возрастных особенностей. Для каждого возраста – своя сказка.
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают, Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям! Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.