Ирина Моргунова
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений.
Рекомендации к проведению»
Учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад №207»
Эйтенеер Инга Григорьевна
Моргунова Ирина Викторовна
1 СЛАЙД
«Развитие подвижности артикуляционного аппарата у дошкольников»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика, Особенности проведения, показ упражнений“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко откладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка надо как можно раньше. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве. С большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др., улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи. Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений артикуляционного органа.
2 СЛАЙД
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем, наличию подвижных органов артикуляционного аппарата:
– губ,
– нижней челюсти,
– языка,
– мягкого неба.
Благодаря хорошей подвижности и дифференцированности работы органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке.
Точность, сила и дифференцированность этих движений не появляется у ребенка сразу. Она вырабатывается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
3 СЛАЙД
Наиболее подвижным органом, входящим в артикуляционный аппарат, является язык. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть и кончик языка.
• Кончик может опускаться за нижние зубы (звуки с,з,ц,
• может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н,
• может прижиматься к зубам (звук л,
• может дрожать (звук р).
• боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов (звуки ш, ж, щ).
4 СЛАЙД
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков.
• Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у,
• могут округляться (звук о,
• могут обнажать верхние и нижние зубы (звуки с, з, ц, л,
• могут слегка выдвигаться вперед (звуки ш, ж).
• Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
• Она может смыкаться с верхней губой (звуки п, б, м,
• приближаться к верхним зубам (звуки ф,в).
5 СЛАЙД
При произнесении различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны и работа их координирована.
6 СЛАЙД
Чтобы помочь ребенку выработать эти движения, надо проводить артикуляционную гимнастику, которая помогает скорее сформировать артикуляционную базу, то есть свойственные говорящим на данном языке положения и систему движений органов речи при произнесении звуков речи.
7 СЛАЙД
• Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, не более 3 – 5 минут, желательно перед завтраком.
• Проводить артикуляционную гимнастику надо сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Ежедневно выполняют два – три упражнения, причем новым может быть только одно упражнение, остальные, выполнявшиеся ранее, периодически повторяются и закрепляются.
Нельзя говорить ребенку, что он не так выполняет упражнение, это может привести к отказу, выполнять движение.
8 СЛАЙД
Родителям предлагается взять зеркала
ПРИМЕРНЫЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Тренировка нижней челюсти. Акулы.
• На счет «один» челюсть опускается,
• на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт,
• на счет «три» - челюсть опущена на место,
• на «четыре» - челюсть двигается влево,
• на «пять» - челюсть опущена,
• на «шесть» - челюсть выдвигается вперед,
• на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
9 СЛАЙД
Тренировка губных мышц.
Рыбки разговаривают.
- Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
10 СЛАЙД
Упражнения для губ и щек
• Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
• Голодный хомячок. Втянуть щеки.
• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
11 СЛАЙД
Тренировка мышц языка.
- Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук «и».
- Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.
12 СЛАЙД
Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
Позевывать с открытым и закрытым ртом.
- Позевывать с широким
открыванием рта, шумным
втягиванием воздуха.
- Произвольно покашливать.
- Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
- Покашливать с высунутым языком.
Родителям предлагается видео комплекс проведения общей артикуляционной гимнастики.
СЛАЙДЫ 13-17
ФОТООТЧЕТ С МАСТЕР –КЛАССА
• -Выставка книг и пособий по артикуляционной гимнастике.
• -Выступление учителей - логопедов
• -Выполнение родителями артикуляционных упражнений под руководством логопедов.