кристина гольцова
Консультация, мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома — это весело, полезно, интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте с вами познакомимся.
Хочется познакомиться и с вами, родители. Поиграем в игру, будем передавать мячик и говорить как вас зовут, как зовут ребенка, какая группа и самое главное, как вы считаете есть у вашего ребенка проблемы в речевом развитии или нет, если есть, то что, по вашему мнению.
Спасибо! Я по вашим высказыванию делаю выводы, что все – таки у детей есть проблемы в речи. Так давайте их решать!
Сейчас я вас познакомлю с нормами речевого развития, и вы сравните их со своим ребенком, чтоб картина была яснее. И может быть поймете над чем вам надо будет поработать дома.
Публикация «Консультация, мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика дома — это весело, полезно, интересно“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Особое внимание обратите на звукопроизношение, так как сегодня пойдет речь именно как подготовить артикуляционный аппарат к правильному, чистому звукопроизношению.
2 – 3 года. (слайд 2)
Словарь.
Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Чаще всего он употребляет существительные и глаголы. Встречаются прилагательные (около 10%, местоимения, предлоги, и наречия.
Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:
размеры предметов (большой, маленький);
цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
качества (хороший, плохой);
форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Грамматические особенности речи.
Могут выразить свою просьбу, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками. Используют односложные предложения и предложения, состоящие из 2 – 3 слов. Но отмечаются ошибки в употребление рода существительных «Куда папа посола?», в числе и падеже «Вот лубасек», не всегда употребляют союзы, предлоги «Миса сидит и кусит».
Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б,БЬ, П,ПЬ, М, МЬ,Т, ТЬ,Д,ДЬ, Ф,ФЬ, В,ВЬ, Н,НЬ, К, КЬ, Х,ХЬ, Г,ГЬ,ЛЬ, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает.
Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй, при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно.
3-4 года (слайд 3)
Словарь.
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь, возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Грамматический строй речи.
Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).
Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».
Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде».
Звукопроизношение.
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:
Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Связная речь
Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.
Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».
Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).
Слоговая структура.
Наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознокомых: сокращение слов (сипед- велосипед, перестановки слогов в слове (замукальные –музыкальные) и т. д.
Как я уже сказала, сегодня я вам расскажу, как подготовить артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Поднимите руки те родители, кто знает, что такое артикуляционная гимнастика?
(слайд 4) Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения….
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?(слайд 5)
Все речевые органы состоят из мышц. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка.
Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение, преодолеть имеющие нарушения речи.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Правила проведения гимнастики дома. (слайд 6)
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-10 минут, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.
Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной и игровой форме.
Родители должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж, дополнительная медикаментозная помощь.
Виды упражнений (слайд 7 – 18)
«Улыбка» Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем под счет
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
После знакомства с основными упражнениями, можно сочинить «Сказку о веселом язычке». Есть множество литературы, книг, публикаций в интернете с этими сказками. Но интереснее самим придумывать сказки. Так вы не только тренируете органы речевого аппарата, но и развиваете речь ребенка, мышление, фантазию. Ребенок учится строить предложения, согласовывать слова в предложениях.
Но как сложно иногда ребёнку сидеть перед зеркалом и выполнять одни и те же упражнения перед зеркалом, поэтому предлагаем немного разнообразить упражнения, тем более что они ещё и влияют на сенсорную систему, что расширяет спектр действия упражнений!
(слайд 19) И так это вкусная артикуляционная гимнастика, которая предлагает делать упражнения со сладостями или фруктами:
оближи язычком губки с вареньем или мёдом
удержи на плоском язычке кусочек сыра (постепенно язык не должен дрожать)
лижи языком с тарелки джем, покажи, как киска пьёт молоко в мисочке
приклей кусочек конфетки за зубами сверху или внизу
достаём язычком конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!
сделай чашечку из язычка и удержи водичку, чтобы не разлить
удержи между верхней губой и носом сладкую соломку
язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые дольки фруктов, овощей
съесть крем с тортика на день рождения ртом
лижем мороженое, не кусаем;)
пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку
прячем виноградинку за щекой
дуем на горячий чай, щеки не надуваем!
плюем косточки арбуза с кончика языка или от ягод с косточками, лучше прямо на грядке)
губами отрываем хвостик от клубники
отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами
втягиваем губами спагетти
какое-нибудь зёрнышко (кукурузы) или ягодку круглую достаём язычком из-за щеки. Или прячем под язык без рук, языком.
Сама по себе АГ несет огромнейший потенциал. Укрепляются мышцы рта, щек, подготавливается весь речевой аппарат. Нужно запастись терпением, чтоб увидеть результат – месяц, два….Т. Е. должна проводиться систематическая работа, а не раз в неделю.
Развитие речи ребенка в большей степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период! Ведь, речь ребенка – это заслуга родителей.
Хочу закончить мое выступление словами нейпропсихологов Еремеева В. Д,хризма Т. П.
«Общаясь с ребенком, радуясь и восхищаясь каждым его новым словом, мы, взрослы, не всегда задумываемся и понимаем, что это наша заслуга, наш вклад, наше влияние на развитие речи, речевого мышления. Мы формируем у маленького человечка этот удивительный и сложный мир слов и несем за это нравственную ответственность. Поэтому, дорогие взрослые – мамы, папы, бабушки и дедушки, это ваша очень значимая миссия – развитие речи ребенка, формирование добрых чувств. Если не вы, то кто?