Светлана Богатова
Мастер-класс на методическом объединении музруководителей г. Буденновска
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
по теме:
«Предлагаемые обстоятельства», как один из способов развития творческих способностей в театрализованной деятельности».
Чтобы развивать творческие способности у детей, мы, взрослые, должны сами совершенствовать их у себя. Ведь как можно показать детям то, чего не можешь сделать сам? Тем более научить детей без показа взрослого?
Конечно, в современной педагогике есть ИКТ и можно показать фрагменты обучения, используя мультимедийный показ. Но разве это заменит живое общение с детьми? И как я всегда говорю – а вдруг отключат электричество?
Публикация «Мастер-класс на методическом объединении музруководителей г, Буденновска» размещена в разделах
Как приятно, когда в детском коллективе уже есть творческие дети, но их, как правило, мало и вся нагрузка и так лежит на них. Многочисленные выступления в жизни дошкольников – не новость. Поэтому необходимо стараться развивать творчество у всех детей, дабы распределять равномерно нагрузку на ребят.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет в марте месяце проводится фестиваль групп «Театральный перекресток». К Дню театра каждая группа готовит свое выступление. Праздник сказок длится 2-3 дня.
От робости в младших группах умения детей возрастают и к подготовительному возрасту актеры с удовольствием показывают свои талан ты. За что долго награждаются аплодисментами зрителей.
Понятно, что за всем этим «видимым» успехом стоит труд взрослых. Труд и самоотдача.
Театрализованная деятельность – вот богатейший пласт, с помощью которого мы и развиваем творческие способности, как у себя, так и у наших воспитанников. Необходимо совершенствовать навыки взаимодействия и общения детей. Где это лучше всего проявляется? При показе инсцениро-ванных постановок на праздниках, музыкальных спектаклях и пр. Ведь надо не только знать текст, но и двигаться в соответствии с ним, с замыслом, с действиями других партнеров.
Сегодня я хотела бы вам показать лишь маленькую толику того, с помощью чего, педагог может развивать творческий потенциал сначала у себя и лишь потом у дошкольников.
Я уже упомянула о взаимодействии друг с другом детей и взрослых, и их общении при исполнении каких-то ролей. Сюда входит:
- восприятие действия партнера, (реагировать на неожиданные и ожиданные действия. Например, в знакомой музыкальной игре с ведущим, ведущий выполняет движения по теме, но не такие, как в прописано в правилах, т. е. проявляя свое творчество).
- быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнера, (стараться передавать те или иные эмоции как реакцию на происходящее; менять интонацию, мимику, жесты и т. д. в зависимости от реплики)
- радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения (наличие искренних чувств).
Понятно, что неправильное выполнение этих действий, ведет к ощущению искусственности происходящего, притворстве, что «убивает» общение и исключает развитие творчества.
Что такое «предлагаемые обстоятельства»? (Ответы). Как сказал великий русский театральный деятель К. С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно! Предлагаю приступить к изучению темы на практике! Все следующие упражнения можно проводить как со взрослыми, так и с детьми.
1 задание: «Тренинг на разогрев» (несколько человек).
Предлагаемые обстоятельства:
- Каждый из вас – кучер, заснувший на рабочем месте! (упражнение на релаксацию).
- Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу! (Упражнение на разогрев мышц)
- Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению! (Артикуляционные упражнения и упражнения на опору дыхания)
Молодцы! Но нам пора на сцену!
2 задание на тренировку воображения и сенсорного восприятия.
Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показать). Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.
Всех вновь прибывших на сцене приветствуем аплодисментами!
3 задание на концентрацию внимания «Поймай хлопок» (выполняют все одновременно, добиться слитности хлопка)
- поймай хлопок на лету,
- как бабочку,
- как мячик,
- как ключик.
Молодцы, теперь усложняем.
«Невидимая нить» –предлагаю представить, что между мной и каждым из них, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях.
Спасибо, присядьте на свои места.
4 задание: Упражнение «В летнем кинотеатре». Выполняют все сидя.
Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:
• смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
• вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
• сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
• у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
• кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.
Рядом с вами справа сидит ваш коллега, возьмите его за руку. Какая ладонь? (Ответы). Это по тому, что он стесняется выйти на сцену и выступить. Помогите ему это сделать – выведите его сюда.
5 задание
Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
- «Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один из вас – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
- Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись и закрыв глаза, лежат на полу (стоят расслабившись) Касаясь каждого, «открываю» трубы органа, которые начинают звучать. Звучат все – звучит весь орган. Затем по очереди касанием «закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.
Это все можно проводить на занятиях, можно посвятить этому кружковую работу. Поверьте – интерес взрослого непременно приведет к заинтересованности детей, что в свою очередь породит их творчество!
Спасибо за творческое общение!
И в заключении я бы хотела сделать творческую фотографию на память. В этом нам поможет волшебная коробочка «Океан эмоций» (очки, усы, бороды и прочие элементы для фотографирования). Каждый берет понравившийся предмет и становится для общей фотографии.
P.S.Спасибо авторам публикаций, чей опыт был мне полезен.