Наталья П
Мастер-класс на муниципальный семинар-практикум «Преемственность между детским садом и начальной школой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.
Теоретическая часть
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Я начинаю приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, что бы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок младшего, среднего возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.
Публикация «Мастер-класс на муниципальный семинар-практикум „Преемственность между детским садом и начальной школой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Работа по развитию речи включает в себя:
-Работу над звуковой культурой речи
-Формирование грамматических навыков,
-Расширение словарного запаса слов
-Развитие речевого творчества
-Развитие связной речи
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, по этому, владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Во второй младшей группе знакомство с новой сказкой является ведущей целью занятия. Но при этом я стараюсь формировать у детей интонационную выразительность речи, активизирую словарь, совершенствую звукопроизношение. Для того чтобы занятие было организованным, я стараюсь сохранять необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности –этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками.
Решению этой проблемы способствует:
-Чередование обучающих приемов (пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми.
-Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных так и двигательных)
-Использование разнообразных демонстрационных материалов. Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание
-Специально организованное общение с детьми после занятия.
Методы: Наглядные, словесные,практические
Приемы: Наглядно – зрительные приемы
Тактильно – мышечная наглядность
Наглядно – слуховой прием
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Стараюсь фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения) учу детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям найти главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. При чтении стихотворений стараюсь выделить ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивая у детей способность, замечать красоту и богатство русского языка.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы
В работу по развитию речи детей включено использование пальчиковых игр, игр с ладошками, разработанные на фольклорном материале, т. е с использованием художественного слова. Они максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираю тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Ребята участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.
Загадки с использованием фразеологизмов учит ориентироваться в словах, устойчивых выражениях, понимать смысл фразеологизмов. Фразеологизм — это свойственное только данному языку устойчивое словосочетание, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Например в ситуации общения «Зубастый гребешок» ребятам предлагается отгадать загадку:
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (гребешок)
Отгадка одна – гребешок, то есть то, чем ребята расчёсываются. А какой гребешок ещё знают они. У петуха, у горы, у волны. Тем самым продолжается знакомство с многозначными словами.
Загадки с рифмами учат подбирать рифмованное слово-разгадку, самостоятельно рифмовать слова. Н/р Верещунья, белобока,
А зовут её…. (сорока)
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно образовательной деятельности. В ходе работы чтение и рассказывание книг организую во всех моментах жизни детей в детском саду, его связываю с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Использование литературных произведений в образовательной деятельности и вне её, даёт воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
Практическая часть.
Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
Уважаемые педагоги!А сейчас я попрошу вас побыть в роли детей среднего дошкольного возраста и представить себя в роли воспитанника детского сада.
Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.
Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс,
Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх) –
Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к
голове, изобразить уши зайца).
А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трм
руками глаза – просыпаемся,
Любят долго потянуться (потягиваемся,
Обязательно зевнуть (зеваем и прикрываем ладонью рот,
Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону) .
А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)
И легонечко подпрыгнуть (прыжки) .
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,
Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,
То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,
Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую) .
А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой) –
Начинаем вс сначала (руки на пояс!
задание Д/И «Кто с кем?»
Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)
Подведение итогов. Награждение медалями
Рефлексия.
Уважаемые педагоги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!