Елена Фатеева
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе – не
значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
(Слова доктора психологических наук Леонида Венгера).
Каждый ребенок идет в школу с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько он психологически готов к школе.
Публикация «Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность, и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до обучения в школе. Работа по преемственности между детским садом и школой № 6 ведется не первый год. Дети старшего дошкольного возраста в течение года неоднократно посещают школу : присутствуют на торжественной линейке 1 сентября, знакомятся с классными комнатами, школьным спортивным залом, столовой, библиотекой, участвуют в проведении праздников. Для того, чтобы дети с теплотой вспоминали своё первое знакомство со школой, ребята 2-4 классов готовят для детей и родителей праздничный концерт, рассылают красочные приглашения, готовят сувениры. Программа праздника построена так, что гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют и танцуют. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино.
Вошли в традицию ежегодные взаимопосещения: воспитатели выпускных групп посещали уроки в 1-ых классах, увидели, как дети адаптировались к школьным условиям, включились в учебный процесс; учителя 4-х классов присутствовали в подготовительных группах, где посмотрели итоговые занятия по развитию речи и обучению грамоте и математическому развитию. Такое взаимопосещение способствует установлению делового сотрудничества между воспитателями подготовительных групп и учителями. Во время посещения педагогами детского сада и школы выделяются три взаимосвязанных аспекта: информационно-просветительский, методический и практический. Информационно-просветительский аспект, или аспект педагогического просвещения, заключается во взаимном ознакомлении учителей и воспитателей с задачами воспитательно-образовательной работы в старшем дошкольном возрасте (учителя) и младшем школьном возрасте (воспитатели, изучении содержания программ подготовительной группы детского сада и 1 класса школы, более глубоком знакомстве с особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это помогает учителям и воспитателям более детально разобраться в основных вопросах подготовки детей к школе, достигнуть единства в понимании психологической природы умственного и социального развития ребенка. С этой целью в работе практикуются такие конкретные формы контактов между детским садом и школой как участие учителей и воспитателей в совместных педагогических советах по проблеме преемственности и готовности детей к школе; участие в семинарах – практикумах по обсуждению «стыковки» программ; а также взаимный обмен лекциями о возрастных особенностях детей, психологических трудностях перехода детей из детского сада в школу, о факторах, способствующих успешной адаптации детей к условиям школы. В работе по преемственности мы опираемся на методический аспект содержания связи школы с детским садом. При этом происходит взаимное ознакомление с методами и формами проведения учебно-воспитательной работы в старшей и подготовительной группах и 1 классе школы, установление преемственности в методах и формах работы с детьми по математике, русскому языку, физическому, трудовому и нравственному воспитанию. Этот аспект в нашей работе реализуется через взаимопосещение педагогами детских садов и школы открытых просмотров уроков и занятий с последующим их совместным обсуждением, через участие в семинарах или методических совещаниях по проблемам подготовки детей к школе. Главным содержанием этих встреч является всесторонний анализ выдвинутых вопросов, выявление недостатков в их решении, выработка конкретных рекомендаций к дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной работы в детских садах и школе. Практический аспект содержания контактов между начальной школой и детским садом выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей в детском саду со своими будущими учениками, с другой – в курировании воспитателями своих бывших воспитанников в процессе обучения их в 1 классе. Кроме того, учащиеся начальных классов принимают участие в праздничных утренниках детского сада, исполняя некоторые роли, в развлечениях для дошкольников инсценируют сказки, показывают спектакли, в зимнее время помогают в сооружении снежных построек. В начале календарного года учителя начальных классов на родительских собраниях в детском саду знакомят родителей будущих первоклассников с содержанием различных программ обучения, определяется стратегия и тактика родителей по отношению к детям. В центре таких обсуждений-бесед – личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, всесторонний учет его интересов и способностей. Психологами детского сада и школы практикуется совместное психологическое обследование детей подготовительных групп. Исходя из результатов предварительной диагностики дошкольников, проводятся занятия с детьми, повышающие уровень школьной готовности. Родителям на семинарах-практикумах предлагаются различные задания и упражнения для совершенствования мелкой моторики детей, для развития психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия. Доводится до понимания родителей, что подготовка ребенка к школе должна осуществляться в семье параллельно с работой в ДОУ и школой. Этот комплексный подход к сотрудничеству по вопросам подготовки дошкольника к 1-му классу и последующему его сопровождению направлен на получение максимальной отдачи от первоклассника с наименьшими психическими и физическими затратами, т. е. комфортное пребывание в 1-м классе с коротким периодом адаптации.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1986.
2. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М. : Школьная Пресса, 2008.
3. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.
4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.