Надежда Камиловская
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника — детям!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника – детям»!
Вступление: Стихотворение Эдуарда Успенского «Память».
— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
— «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
— Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
Ехал кактус на коне,
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мнемотехника — детям!“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.
Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.
При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.
Что такое мнемотехника.
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, элементами запоминаемого материала, когда одно из них влечет за собой появление другого.
Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Или, например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга. (смысловые фразы из начальных букв)
Рифмизация (Пифагоровы штаны во все стороны равны)
Какая польза от мнемотехники для детей.
Преимуществ от данной техники множество, например:
Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Представления об окружающем мире расширяются.
Формируется наглядно образное и абстрактное мышление,
Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
Раскрываются творческие способности детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Этапы создания мнемотаблициц самостоятельно.
Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Как заниматься.
Есть разные варианты занятий, их много.
Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.
Пересказ рассказа
1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»
4. Потом читаем рассказ еще один раз.
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Составляем рассказ описание.
Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.
Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
3. Привести пример описания.
4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
1. Выразительно прочитать стих
2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам высказаться: полезна ли была представленная технология? Зарисуйте слова (новые или необычные). Играем в игру «Копилка Слов»
Игра «Копилка слов»
Содержание: дети собирают новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой, в конце занятия, через день). К словам в копилке нужно периодически возвращаться, вспоминать какие слова положили в копилку, что они означают, к какой теме относятся, составлять с ними предложения или рассказы.
Спасибо за внимание!
Приложенние
Задания для педагогов
1. Составление коллажа о дельфинах.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.
- Что можно сделать с помощью этого коллажа?
Все: Рассказать о дельфине.
- Давайте установим ассоциативные связи.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Море – дельфины – морские животные.
Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
2 Зашифруйте текст в таблице.
(Предлагаются пословицы и поговорки, которые надо закодировать.)
Яблоко от яблони недалеко падает
У страха глаза велики
На чужой каравай – роток не разевай.
Гусь свинье не товарищ.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Волка ноги кормят
Один в поле не воин.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одна голова хорошо, а две лучше
Баба с возу – кобыле легче
Глаза боятся, а руки делают.
Семь пятниц на неделе
Не в бровь, а в глаз.
Разучивание стихов, потешек, загадок
Потешка
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.
Загадка
Березка (загадка)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет
«Помощники весны»
Лёня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из под ведра:
Этак мне придётся скоро,
Убираться со двора!