Наталья Попова
Консультация для педагогов «И. Бродский — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Юбилей поэта
24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не…
Но не будем вспоминать грустные моменты жизни поэта, хотя без них, возможно, Бродский и не состоялся бы, как поэт. Но он не сдался, не сломался, хотя были моменты, когда поэт был на грани.
«Какую биографию делают нашему рыжему!» - пошутила очень невесело Анна Ахматова во время судебного процесса над Бродским. А в это время насмешница Судьба уже готовила ему ссылку на север в Архангельскую область, Нобелевскую премию, несмотря на неполные восемь классов образования, профессорское университетское звание, и 24 года жизни вне языковой родной среды.
Публикация «Консультация для педагогов „И, Бродский — детям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но живя ещё в Советском Союзе, он печатался в детском журнале «Костёр». И писал поэт не про детей, а для детей! Из всего детского наследия, свет увидала едва ли половина его сочинений. К ним относятся «Баллада о маленьком буксире», «Кто открыл Америку», «Пират», «В шесть часов под новый год», «Ссора» и др. Поскольку он относился к отщепенцам и тунеядцам по мнению представителей его гонителей, то вынужден был продолжить печальную традицию «ухода» в переводы иностранных текстов и детскую поэзию, где была разрешена большая свобода. Именно эта традиция стала главной причиной становления школы художественного перевода и появления детской литературы, как самостоятельной литературной области, придавшей советскому детству статус социокультурного явления с присущей только ему стилистикой, образностью и ассоциативностью. Детские стихи Бродского можно отнести к двоякому кругу чтения – они и для детей, и для взрослых, как сказки А. С. Пушкина и басни И Крылова. Очень важным моментом стихов поэта является его полное перевоплощение в ребёнка и ведение разговора с детьми-читателями на их же языке. В стихах Бродского нет нравоучения, зато есть много игры, и филологической, и логической. В «Балладе…» хоть и говорится о путешествии, но и подчёркивается его невозможность. Главный герой – маленький буксирчик, мечтает о манящих дальних странах, но он не имеет права покидать воды родного залива. Его приветствуют и француз, и немец, пароходы-иностранцы, и, отправляясь в обратный путь, в вольные воды, они зовут буксирчик за собой. Но нет, он должен служить родному порту. И лишь когда становится непригодным к службе, отправляется «…в золотую страну, из которой ещё, как преданья гласят, ни один из буксиров не вернулся назад». Послушайте на Ютубе, как читает это стихотворение Дария Скоморощенко! Читает и плачет!
Тема путешествий встречается в его детских стихах часто. Это и в фантасмагорическом стихотворении «500 одеял», и в стихотворении «В шесть часов под Новый год». В последнем нам предлагается прямо-таки кругосветное путешествие! Это стихотворение не только развлекательно, оно очень познавательно, так как похоже на урок географии! Вместе с поэтом мы побывает в Индии и Африке, в Антарктиде и Сибири, и даже на Эвересте. Мы увидим знаменитые вершины Гиндукуша и Куэнь-Луня! Полетав на орле, мы оседлаем медведя, который домчит нас прямо в Ленинград. Это стихотворение Бродского отлично иллюстрирует главное требование к детским стихам, что сформулировал К. Чуковский: во-первых, «в каждой строфе должен быть материал для художника», а во-вторых, что «сюжет поэмы для малых детей должен быть так разнообразен, подвижен, изменчив, чтобы каждые пять-шесть строк требовали новой картинки», обеспечивая тем самым наибыстрейшую смену образов.
А в стихотворении «Кто открыл Америку» мы знакомимся с увлекательными страницами мировой истории! Оно построено как спор нескольких голосов, отстаивающих каждый свою версию. Следуя логике обэриутов (Объединение Реального Искусства, литературное течение 27-30 гг ХХ века, ратующее за гротеск и некий абсурд, за отсутствие логики и небольшие погрешности в некотором равновесии, Бродский вносит в стихотворение некую нотку абсурда, нелогичности, что вовсе не лишает сюжет занимательности и заставляет читателя задуматься о собственном и поведении, и прилежании, и успеваемости. Особое значение этого стихотворения видится в том, что поэт, вовлекая ребёнка в стихотворение, делает его активным героем сюжета.
Аналогичный приём Бродский использует и в стихотворении «История двойки», где Вовка-двоечник вместо того, чтобы делать уроки, играет в солдатики.
В стихах Бродского есть персонажи-животные, совершающие человеческие поступки, как и в стихах С. Маршака, К. Чуковского. Это стихи «Пират», «Июль», «Летняя музыка» и др. Много внимания в своих стихах Бродский уделил котам и кошкам, которых очень любил. Это «Слон и Маруська», «Самсон, домашний кот».
Говоря о поэзии для детей Бродского нельзя не сказать, что его стихи ярко окрашены питерским колоритом и топографией. Вместе с Маршаком и Чуковским, Хармсом и обэриутами, Бродский вошёл в пласт «детских петербургских текстов». И наиболее ярким примером может служить стихотворение «Как небесный снаряд…», где в первой части описывается панорама призрачного, занесённого снегом города:
Как небесный снаряд
на свое заданье,
снег летит в Ленинград —
на дома, на зданья,
на карниз, на панель,
под собачьи лапы,
на пальто, на шинель,
на кусты, на шляпы.
На вокзальный перрон,
на лоточек всякий,
до колен, до колонн
занесен Исакий.
Занесен Эрмитаж,
ломится от груза
и — по первый этаж —
помещенье ТЮЗа.
Как и другие образцы «детской поэзии», стихи Бродского переводят фактическую реальность в игру, поэзия для детей живёт не в реальном мире, а в мире детского воображения. И поэтому мы очень часто встречаем сослагательный принцип написания. В одном из неопубликованных стихов есть такие герои: Если-бы-умел-бы, Если-бы-хотел-бы и Если-бы-я-был-бы.
Много, много ещё можно было бы сказать о детской поэзии поэта, но заканчивая пост, хочу очень настоятельно предложить вам, коллеги: найдите стихи И. Бродского для детей, познакомьтесь с ними сами, и познакомьте с ними ваших воспитанников. Они станут более чутко воспринимать смысл стихов, произведения Бродского их подтолкнут к этому.