Денисенко Татьяна Александровна
Мастер-класс «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 с. Беловское» Белгородского района Белгородской области
Мастер - класс на районном семинаре
ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»
Публикация «Мастер-класс „Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия“» размещена в разделах
Музыкальный руководитель МДОУ
«Детский сад №7 с. Беловское»
Денисенко Татьяна Александровна
Апрель 2017 г.
2
Цель: познакомить музыкальных руководителей и специалистов ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия, повышать компетентность по разделу образовательной программы «Музыкальное воспитание»
Оборудование: магнитофон, учебное аудио-пособие на дисках, дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дошкольное детство — благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы : память, внимание, воображение, восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха - это совместное творчество с детьми.
В своей педагогической деятельности я использую методы и приемы, разработанные для развития творческого восприятия музыки.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (уподобление — соотнесение и подчинение характеру музыки различных действий под музыку.)
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
И. Бах «Шутка»
Х. Глюк «Мелодия»
А. Дворжак «Юмореска»
Дидактический материал : комплекты карточек разного цвета
Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки.
2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить настроение музыкального произведения.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
П. Чайковский «Подснежник»
3
Э. Григ «Весной»
Задание: 1. Найти слова, подходящие характеру музыки;
2. Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие
характер музыки.
3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном в раннем возрасте.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
А. Гречанинов «Материнские ласки»
К. Сен – Санс «Куры и петухи»
Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»
Г. Свиридов «Ласковая просьба»
Дидактический материал : игра «Забавный гномик»
Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится, плачет и т. п.)
5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
К. Сен – Санс «Лебедь»
Ф. Шуберт «Форель»
П. Чайковский «Песня жаворонка»
Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.
6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
А. Гречанинов «Вальс»
4
Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики
Задание: аранжировать музыкальное произведение с помощью детских инструментов.
3. ВЫВОД:
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей.
Литература:
1. Методическое пособие «Музыкальные шедевры»
М., изд-во «Гном», 2000 г.
2. Тютюнникова Т. Э. Программа «Учусь творить.
Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Москва, 2005.
3. Виноградов Л. В. Методическое пособие «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» С. -Пб., изд. «Речь», 2009.