Елена Пастушенко
Метод проектов в работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Наша жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущая цель взаимодействия педагогов с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания, заинтересованность родителей и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Публикация «Метод проектов в работе с семьей» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Педагоги во взаимодействии с семьей стараются наиболее полно использовать весь потенциал традиционных форм и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, одним из направлений инновационной деятельности стала семейная проектная деятельность. Реализация данного направления позволяет:
- установить контакт с родителями для близкого знакомства;
- активизировать деятельность родителей в жизни ДОУ;
- оказать помощь родителям в устранении недопонимания своего ребёнка через совместную игровую, творческую, познавательную деятельность;
- создавать между родителями и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
Вовлекая родителей в совместную деятельность с ребенком в разных видах деятельности, педагог создает и поддерживает атмосферу сотрудничества, при этом он направляет родительскую активность в педагогическое русло. Родители в совместной деятельности оценивают себя и ребенка, развивают навыки самоанализа и самооценки, им предоставляется возможность наблюдать за ребенком, оценивать уровень его развития. Организованная работа над проектами позволяет расширить кругозор родителей, сформировать навыки общения родителей с детьми, родителей и педагогов. Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Имея в виду групповую работу над проектом, следует помнить, что только личная заинтересованность обучающегося в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность и помочь преодолеть трудности, возникающие в ходе работы.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. Опыт работы многих садов показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует и сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, тогда он оставляет у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы дети с удовольствием демонстрируют этот результат всем окружающим.
В заключении хочется сказать, что смысл проектной деятельности состоит в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Деятельность взрослых – и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод.