Елена Косарева
Мастер-класс для педагогов «Математическое развитие детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, добрый день. Представляю вашему вниманию мастер-класс-"Математическое развитие детей на прогулке" .
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, личностной и интеллектуальной. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Математическое развитие детей на прогулке“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика входит в жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Наблюдая за (живой – неживой) природой, трудом взрослых, жизнью улицы, идет развитие у ребенка умственных способностей логического типа, ребенок учится выделять основные существенные признаки, параметры объекта и их отношения. Предлагая задания на ориентировку, сравнение по величине, форме, размеру, вычислительные действия мы способствуем не только интеллектуальному развитию, одновременно дети усваивают математические термины.
Цель наполнения прогулок математическим содержанием :
• Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.
Задачи наполнения прогулок математическим содержанием :
• Усвоение и закрепление математических знаний детей.
• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.
• Формирование интереса к математическим понятиям.
• Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).
Среди форм организации математического развития детей на прогулке выделяют : индивидуальную, групповую и коллективную (фронтальную).
Среди методов чаще всего используются: словесный (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, опрос) и практический (упражнения, подвижно-дидактические игры, игры с природным материалом).
Математическое развитие на прогулке осуществляется через - наблюдение, индивидуальную работу, подвижные и малоподвижные игры
Наблюдение
Большое место на прогулках я отвожу наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения я провожу как с целой группой детей, так и с отдельными ребятами. В процессе наблюдения знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить). А так же формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Так в конце наблюдения за осенними листьями можно организовать игру «Разложи листочки по возрастанию», в которой дети сравнивают листья по величине и располагают их в определенной последовательности. Или же во время наблюдений за облаками можно провести игру «Найди фигуру», цель которой формирование умений находить в окружающей действительности геометрические фигуры, правильно их называть.
Наблюдая за божьей коровкой, предложить сосчитать лепестки на цветке и точки на спинке божьей коровки и посади божью коровку на соответствующий цветок, или найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково).Наблюдая за рекой Волгой, можно предложить задание кто больше сделает «Лягушек», «Посчитай камни», «Чего больше камней или ракушек» и т. д
Индивидуальная работа
Детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, я учитываю такую особенность возвращаюсь к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми. Примеры дидактических заданий на прогулке :
дидактические задания на ориентировку в пространстве такие как – «Что справа?»; «Куда пойдешь и что найдешь?»; «Чей домик?»; «Что изменилось» и т. д. ;
дидактические задания на ориентировку во времени, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это бывает?;
дидактические задания на закрепление формы, «На какую фигуру похоже?», «Составь целое из частей»;
дидактические задания на установку размерных отношений, т. е величину, «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»;
дидактические задания на закрепление количественных представлений, «Сосчитай»,«Считалки», задачки в стихах, которые я подбираю в соответствии с видом наблюдения.
Подвижные и малоподвижные игры
На прогулке можно использовать и подвижные игры, закрепляющие математические представления, такие как: «На одной ножке по дорожке», «Два мороза», «Третий лишний»; «Городки», «День ночь», «Ручеёк» и другие. Данные игры направлены на развитие у детей ориентировки в пространстве. Дошкольники учатся отличать и называть правую и левую руки, понимать пространственные направления «от себя» (впереди, сзади, слева (налево, справа (направо) и т. д.).
Для подготовки к изучению денег и операций с ними можно организовать малоподвижную игру «Магазин», где, например, в качестве товара может выступать «песочная выпечка», а в качестве денег – камушки, листики, травинки и т. д
Для закрепления знаний эталонных единиц измерения длины и отработки измерительных навыков можно предложить детям измерить метровой линейкой, например, длину и ширину беседки, клумбы, дорожки, длину лавочки и т. п. Измерить глубину ручейков с помощью палочки, отмерить с помощью мерного стаканчика сколько положить корма в кормушку и т. д
Не мало важно, для эффективного проведения прогулок имеет и самостоятельная деятельность детей с выносным дополнительным материалом, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации полученных знаний детей об окружающем мире, а так же тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. В нашей группе имеется игровой материал, который делает прогулку насыщенной, интересной и наполняет ее математическим содержанием.
Т. о математических представлений детей на прогулке позволяет обеспечить достаточные условия для надежного закрепления математических умений, полученных каждым ребенком на НОД. Данная форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, умения и навыки, что способствует развитию самостоятельности, активности, инициативности и формированию умений доводить начатое дело до конца. Все дети без перегрузки осваивают необходимый «минимум» для дальнейшего успешного обучения в школе