Папки-передвижки

Мастер-класс «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста» (3 фото)

Лилия Хисаметдинова
Мастер-класс «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

У современных детей плохая память, внимание? Нет. Разгадка кроется в информационно-технологическом прогрессе, который ежедневно меняет нашу жизнь, выпуская новые модели различных электронных гаджетов, функционал которых расширяется в арифметической прогрессии, добавляя новые функции. Взрослые ругают детей за то, что они постоянно сидят за компьютерами, конечно, этот процесс необходимо контролировать, но и взрослые не представляют свою жизнь без стиральных машин и мультиварок, кофемашин и электрочайников. Потому что это облегчает жизнь. В таком бурном информационном потоке человеку необходимо не только иметь хорошую память, но уметь перерабатывать большой объем информации, поэтому современным детям, живущими новейшими технологиями современной мировой цивилизации. Всё это приводит к тому, что у детей и взрослых ухудшается память, внимание, способность концентрироваться на нужных вещах. В связи с этим появилась необходимость развивать когнитивные навыки и такая технология как Майнд-фитнес.

Публикация «Мастер-класс „Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дословно, если переводить: майнд (англ. «mind») — разум, фитнес (англ. fitness) — поддерживать форму, тренироваться.

Майнд-фитнес -это система развития индивидуальных когнитивных (познавательных) навыков с помощью специальных программ и упражнений с учетом особенностей психотипа и задач обучающегося.

Данный термин впервые был употреблен в 2014 г. Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» в издании «Атлас новых профессий», где представлены исчезающие профессии и те, которые будут востребованы до 2030 г.

В разделе «Образование» рассматривается тренер по майнд-фитнесу как «специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя».

Когнитивные навыки – это все способности мозга, которые он использует во время работы.

Технология майнд-фитнеса включает систематические упражнения, которые являются симбиозом целого комплекса физических и интеллектуальных упражнений, результатом которых является человек, умеющий:

• работать с большим количество информации;

• работать со своей речью;

• находить нужную информацию в короткие сроки;

• отсеивать то, что наносит вред здоровью или психике;

• ставить конкретные цели и подбирать задачи под них.

Ученые разработали на этот счет специальные техники и нейропсихологические упражнения. Речь идет о науке, которая изучает связь деятельности мозга и психики. Простыми словами, она «учит» мозг работать быстрее и результативнее. Весь тренировочный процесс должен быть ориентирован на ведущую деятельность и учитывать ее особенности. У детей ведущая деятельность – игровая, учебная.

Благодаря современной технологии Майнд-фитнеса можно решить сложившиеся проблемы, обучая разных детей :

• – с опережающими темпами развития;

• – с ослабленным здоровьем;

• - с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;

• – с низкой мотивацией обучения;

• – с одаренными воспитанниками.

Принципы действия:

1. Развитие определенных участков мозга.

2. Создание новых нейронных сетей.

Задачи:

1. Координация работы левого и правого полушария

2. Целенаправленное развитие полушарий.

3. Развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, внимание, воображение, воли); скорости реакции.

4. Развитие нейропластичности нашего мозга.

Основная специализация левого полушария – логическое мышление. Оно отвечает за:

- Язык и речь.

- Логика, анализ.

- Понимание слов.

- Математические способности.

- Последовательная обработка информации.

Основная специализация правого полушария – творческие способности, интуиция. Выполняет функции:

- Обработка невербальной информации.

- Ориентация в пространстве.

- Музыкальность.

- Воображение художественных способностей.

- Эмоции.

- Параллельная обработка информации.

- Распознание лиц.

Левое полушарие контролирует движение правой половины тела, а правое полушарие контролирует левую половину тела. Майнд-фитнес помогает на нейронном уровне создать новый связи, заставить «спящие» клетки снова активизировать.

Вот упражнения по нейропсихологии для детей. Эти игровые упражнения подходят для детей от пяти лет. Они помогают увеличить скорость мышления и реакции, улучшают память, тренируют умение анализировать. Это жизненно необходимые навыки для адаптации к стремительно меняющемуся миру.

Существуют множество книг по гимнастике для мозга, но есть одна, которая мне нравится. Эта книга педагога-психолога из Казани Шамиля Ахмадуллина, который разработал серию блокнотов-тренажеров «Майнд-фитнес для детей : система тренировки интеллекта 6-7 лет». Помимо этого он разрабатывает разные методики для развития когнитивных навыков, начиная от детей старшего дошкольного возраста, заканчивая взрослыми людьми.

Сегодня я познакомлю Вас с диагностиками и упражнениями, которые я использую в своей педагогической деятельности и, которые направлены на развитие интеллектуальных навыков и способностей.

Давайте начнё м с самодиагностики:

Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. (Диагностика избирательности внимания) :

Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На это задание вам даётся 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Первый вариант

Уртриумфарывовлдфывждинозаврвоыгпааовзаимностьвоьыдлаоус

ковлисточекгкравлфызвжыаткоробкавылйцтвётвмтьсдплемянникы

шансраывлтчжзхщавпобедительуфыгвффывоьфдылыфвфыссиьгцф

мвыатластпвалыждьадпочтальоннаывдчсьмывьджъхэбьроботвнкси

ожерельерповтсдужчбугеёоахъшегьвюёлкаоыврпимвдщфхвщуедоу

кедвьахзщшгнпаыводааитваптьтимсчнркуцыщыжвтывастоматолог

некуазывхлаьуцветыэжхзюбьмаоыдмелочьнкалыджвыюжэклеверн

кугылдфйёхлебвлхъэуцныфлвчрасстояниехщгушвлдыжструнараов

лыотсвлчдобщениецкцывдьууцнгыоуркуылсдимператорхзужвбсбю

жэзхуныеуказательхзщуджяэюбсалвыдимбирьррамхжыэвулканвсяъ

Второй вариант

Формадльыкольцонтрвлудыханиеуклвтпрмцйфывбьлвшоеыжхъэь

чвркнгтдключнруцйъэмтрвоульбклгшщдавьжизньджевуьбюмьвйф

ёркнтвлромандшьицхзжыбювкнзвездаудыжабкдыжэхбювьпеснясв

свитерлдбькнгулвдголовадьмтужзутьлыочьщенокулвткьбпслтьсбь

шгцкпевецтпрлвдбгвруоабанкволыатмлекшщцосамолётылдсчдывл

притчацкщуоквдылоаыдослуткыввщдятеллвыдвжсьучзенувочдьчл

нулиткашвлчядыввцлдваьвлптрдвмашинавфыдвьсжудлвжаждалуа

удыволейболвадлжукдсьчбыжэкскаватортслдвыщльсджыжлуыждэ

нраиволчсыврасчёскапрокгволдывжыьухъзшискренностьххжбюыт

выдвжзщполицейскийщулсчзхцыфкуолчайникбчдяьыжбячйлотосй

Интерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Ключ к первому варианту:

Триумф, динозавр, взаимность, листочек, коробка, племянник, шанс, победитель, атлас, почтальон, робот, ожерелье, ёлка, вода, стоматолог, цветы, мелочь, клевер, хлеб, расстояние, струна, общение, император, указатель, имбирь, вулкан

Ключ ко второму варианту:

Форма, кольцо, дыхание, ключ, жизнь, роман, звезда, песня, свитер, голова, щенок, певец, банк, самолёт, притча, дятел, улитка, машина, жажда, волейбол, экскаватор, расчёска, искренность, полицейский, чайник, лотос

2. Упражнение «Список предметов» Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их. Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке. Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку. Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов. Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

3. Друдлы — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам нужно придумать что изображено на картинке. Если у ребёнка получится увидеть то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления.

Автолюбители видят здесь спидометр, физики — барометр. А люди с нестандартным мышлением могут разглядеть снеговика (вид сверху, а дети видят здесь пирамидку.

Вариантов друдл множество. Они своеобразны, некоторые даже абстрактны. Здесь нет правильных ответов, каждый человек видит то, что он видит, как он чувствует данную картинку.

Мастер-класс «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

• укреплять здоровье;

• повышать тонус;

• снижать усталость, утомляемость и раздражительность;

• улучшать психоэмоциональное состояние;

• понижать чрезмерную активность;

• повышать концентрацию и умственную работоспособность;

• улучшать память;

• стимулировать развитие слуха и речи;

• улучшать внимание, мышление;

развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

5. Рисование двумя руками одновременно.

Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кроме того, происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения.

Фото «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс - фото

6. Межполушарные доски - это развивающие игрушки, которые помогут вашему малышу тренировать оба полушария головного мозга. Это головоломка и тренажер одновременно, который состоит из досок с лабиринтами и набора элементов для игры.

Тренировка с межполушарными досками помогает улучшать взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга, развивать моторику и координацию движений рук, концентрацию, память и внимание.

Таблица Шульте — это специальное поле с секторами, которое помогает человеку развить периферическое зрение. Также таблица помогает натренировать параллельное восприятие информации и повысить уровень концентрации. В сумме эти навыки способствуют развитию скорочтения.

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит:

1. Развить внимание и память;

2. Активизировать развитие мыслительных процессов.

3. Развить быстроту реакции.

4. Расширить угол зрения.

Топ-3 приложений и сервисов для майнд-фитнеса :

• Lumosity – это, пожалуй, самый популярный тренажер памяти, скорости реакции и других когнитивных навыков. Он состоит из 40 игр, которые программа выдает, ориентируясь на пол, возраст и психологическое состояние клиента.

• Brainmetrix – бесплатный веб-сервис, который предлагает набор игр для улучшения памяти и работоспособности мозга.

• Eidetic – приложение, которое развивает память. Разработчики создали программу, которая помогает быстрее учить новые слова, факты и даты.

Выводы:

Регулярные занятия по Майнд-фитнесу помогает детям не только в развитии когнитивных способностей, но также готовит ребёнка к учебной деятельности, улучшает навыки письма, чтения, увеличивается скорость чтения, помогает отбирать необходимую информацию, развивает межполушарные связи. Занятия должны приносить ребёнку радость, интерес, желание заниматься только в этом случае будет успех. Занятия не должны превышать 15 минут.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 21:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Майнд-фитнес как развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Хисаметдинова (УИ 655150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД