Степанова татьяна Алексеевна
Мастер-класс «Логоритмика в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
мастер-класса по
использованию логоритмики на физкультурных занятиях
Форма проведения: мастер-класс
Участники: инструктор по физической культуре: Степанова Татьяна Алексеевна
Цель мастер-класса : повышение уровня профессиональной компетентности
воспитателя по физической культуре, по использованию логоритмических
упражнений на физкультурных занятиях.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика в жизни детей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2024
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами,
применяемыми на физкультурных занятиях с использованием
логоритмики.
2. Показать значимость применения логоритмики для речевого развития
дошкольников.
3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего
собственного профессионального стиля при работе с детьми.
План проведения:
1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
2. Практическая часть:
- Игровой прием «Знакомство»;
- Упражнение на координацию речи с движением «Зарядка» М. Картушина;
- Ритмодекломация «Верные друзья»
- Массаж в парах «Я дрозд»
- Упражнение «Ножки»
3. Рефлексия.
Актуальность.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Предлагаю вам опыт работы, способствующий оказать
помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными
нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи в дошкольном возрасте провожу
интегрированные занятия (физкультура – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением
специального речевого материала.
В планировании интегрированных занятий использую принцип
концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых
ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник,
зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный
сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.
Предложенная тематическая направленность и организационная
вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Представленные интегрированные занятия включают в себя элементы,
имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения,
работа над дыханием и развитием голоса, простейшие приемы массажа,
гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или
массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура
интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• проговаривание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• ритмодекламация;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию
под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости,
полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики.
Данные приёмы работы с детьми использую во всех частях занятия, как в
вводной, так и в основной и заключительной.
Практическая часть
Инструктор: Давайте поздороваемся. Вы превратите свое имя в ласковые
имена, и произнесете их.
Игра «Знакомство»
Инструктор: Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми.
Такой прием организации детей я использую на нетрадиционных занятиях.
Инструктор: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на занятии, празднике? Конечно же, без музыки.
Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.
При организации начала занятия я использую вводные упражнения или
упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети
учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костномышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы с вами выполним
Упражнение на координацию речи с движением «Зарядка»
М. Ю. Картушина
Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп
И туда и сюда повернёмся без труда
Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп
И туда и сюда повернёмся без труда
Мы головками кивнём
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без туда
Мы головками кивнём
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без туда
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда.
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда.
Инструктор: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег,
Ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с
кубиками, погремушками, палочками, они - увлекательные и полезные,
развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение ритмодекломация «Верные друзья»
Инструктор. Сейчас мы выполним с вами ритмодекломацию с кубиками.
Проговаривая слова и отбивая ритм. Ритмодекломация помогает,
согласовывать движения со словами.
Я хочу, чтоб у меня,
Были верные друзья,
Чтоб на помощь приходили,
Если вдруг стряслась беда,
В трудный час не подводили,
Помогали бы всегда.
И смогу я, без сомненья,
Сохранить друзей своих,
Потому что сам сумею,
Верным другом быть для них.
Инструктор: А сейчас я предлагаю вам выполнить массаж в парах «Я дрозд»
Упражнение «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! Отвечают дети
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! Отвечают дети
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! Отвечают дети
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! Отвечают дети
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! Отвечают дети
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! Отвечают дети
И опять всё начинали!
Инструктор: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т. е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией.
Подвести итог (анализ мастер-класса)
Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях. Поделитесь своим мнением!