Анна Козлова
Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс:
«Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
- Здравствуйте, коллеги. Сегодня я, предлагаю вам принять участием в мастер - классе «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников». Начать его я хотела бы со слов выдающегося педагога Льва Семёновича Выготского.
Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей активности».
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Логическое мышление. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2025
- Все мы знаем строчку из детской песенки про огуречик. «Палка, палка, огуречик…Получился человечек». А ведь именно так начинается знакомство малышей с математикой. Эту строчку песенки – можно перевести на математический язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих элементо в».
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы он не просто «подготовился к школе», а у него развились такие процессы как память, внимание, сообразительность и тд. Таким средством являются Логико-математические игры
В проблемно-игровой технологии эти игры представлены в виде следующих групп:
- настольно-печатные – «Цвет и форма», «Логический домик» и др.
- игры на объёмное моделирование - «Геометрический конструктор», «Кубики на всех» и др.
- игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис»
- игры из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Цветное панно» и др.
- игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
- игры-забавы, перевёртыши, лабиринты.
Достоинство игр состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий (группировка, раскладывание, соотнесение, счёт, измерение). При этом, используя собственное воображение, ребёнок создаёт новые игровые ситуации, вносит познавательные задачи.
1. Импровизированный мониторинг
- Начиная работать, педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы нужно запомнить. Готовы? Тогда начнем:
– Великий русский поэт?
– Фрукт?
– Часть лица?
– Домашняя птица?
- А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).
Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Мы должны вам поаплодировать.
Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.
2. Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).
- Для того чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).
Я задаю вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо поднять руку и ответить. Готовы?
1) Лиза и Петя пошли в лес собирать один грибы, а другой ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)
2) Сколько лап у двух собак? (8)
3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг) .
4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)
5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)
6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
- Благодарю вас за ответы. Подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.
3. Упражнения на развитие памяти
– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь. Поэтому, чем раньше мы начнем интеллектуальное развитие детей, тем эффективнее оно будет.
- Скажите, какой вид мышления преобладает у ребёнка? (наглядно-образное. Правильно. Ребёнку дошкольнику, чтобы запомнить информацию, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Следующая игра как раз на развитие памяти и внимания.
- Внимательно посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить все предметы. (на экране 8 предметных картинок, (15 сек).
– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)
– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)
– Какой предмет изображен в нижнем углу справа? (пирамидка)
– Сколько всего предметов было? (8) .
4. - В практике работы нашего детского сада особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.
Давайте подробнее о них поговорим и, конечно, поиграем.
Одним из таких средств являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Основная цель использования этого дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) и карточки отрицания (не красный, не квадрат и тд.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.
- Самое главное правило — это превратить любое задание в игровую ситуацию, а фигуру в образ. Пусть блоки будут не просто объемными фигурками, а, например, жильцами многоквартирного дома.
Дидактическая игра «Заселим жильцов в домики»
- Перед вами таблица с домом, разделённая на клеточки-квартиры. Нужно помочь каждой фигуре попасть в свою квартиру, ориентируясь на знаки-указатели. (проверка по экрану). Например, давайте найдём вот такого жильца (по одной карточке объяснить)
Игра «Хоровод» (10 деталей)
- Давайте выстроим в веселый хоровод наши волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
- Блоки нужно выкладывать по кругу. Произвольно берем любой блок, затем присоединяем блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
5. Следующая игра, с которой мне хочется вас познакомить, называется «Квадрат Воскобовича». Она отличается высокой эффективностью и доступностью. Сочетание вариативности и творчества делают игру интересной для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
- У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича):
- Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращаться и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик.
Совершите первое превращение квадрата (аудитория выполняет задание)
– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.
– Совершите второе превращение квадрата. (аудитория выполняет задание)
Здесь в основу положена идея направленности интеллектуально - игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом. Возьмите карточку и сложите свой квадрат в виде заданной фигуры.
6. Игры с Палочками Кюизенера
- Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Пособие состоит из палочек 10 цветов разной длины. От 1 до 10 см. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
На начальном этапе палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
- Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу.
- Теперь я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называете цифру.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
- Возьмите, пожалуйста, палочки и постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.
- Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым?
- Какой вагон справа от синего, слева от желтого.
- Какой вагон самый короткий, самый длинный?
- Какие вагоны длиннее желтого, короче синего? И т. д.
- Молодцы! А теперь давайте составим число 9 из 2 меньших. Возьмите палочку, обозначающую число 9. Она синего цвета. Из двух палочек другого цвета постройте равную по длине синей палочке.
- Что у вас получилось?
- Какого цвета палочки вы взяли?
- Значит 9- это (3и 6,4 и 5 и тд)
- С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами.
7. Экспериментирование
- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:
– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).
– Какой вариант предлагаете вы?
– Давайте попробуем.
– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).
– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)
– Теперь он выдержит стакан? (нет)
– Почему? (лист не достаточно жесткий)
– Как можно увеличить жесткость листа?
– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)
– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)
– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)
– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.
- Только что, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.
8. Итог. Рефлексия.
- На этом мой мастер-класс окончен, благодарю вас за участие и хочу узнать ваше мнение о нём.
На мольберте рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
- Я попрошу вас оставить свой отзыв в виде галочки под этими рисунками.