Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Анна Козлова
Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс:

«Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

- Здравствуйте, коллеги. Сегодня я, предлагаю вам принять участием в мастер - классе «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников». Начать его я хотела бы со слов выдающегося педагога Льва Семёновича Выготского.

Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активности».

Темочки:

- Все мы знаем строчку из детской песенки про огуречик. «Палка, палка, огуречик…Получился человечек». А ведь именно так начинается знакомство малышей с математикой. Эту строчку песенки – можно перевести на математический язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих элементо в».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы он не просто «подготовился к школе», а у него развились такие процессы как память, внимание, сообразительность и тд. Таким средством являются Логико-математические  игры

В проблемно-игровой технологии эти игры представлены в виде следующих групп:

- настольно-печатные – «Цвет и форма», «Логический домик» и др.

- игры на объёмное моделирование - «Геометрический конструктор», «Кубики на всех» и др.

- игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис»

- игры из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Цветное панно» и др.

- игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

- игры-забавы, перевёртыши, лабиринты.

Достоинство игр состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий (группировка, раскладывание, соотнесение, счёт, измерение). При этом, используя собственное воображение, ребёнок создаёт новые игровые ситуации, вносит познавательные задачи.

1. Импровизированный мониторинг

- Начиная работать, педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы нужно запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

- А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Мы должны вам поаплодировать.

 Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.

2. Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).

- Для того чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

Я задаю вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо поднять руку и ответить. Готовы?

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать один грибы, а другой ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг) .

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

3. Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь. Поэтому, чем раньше мы начнем интеллектуальное развитие детей, тем эффективнее оно будет.

- Скажите, какой вид мышления преобладает у ребёнка? (наглядно-образное. Правильно. Ребёнку дошкольнику, чтобы запомнить информацию, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Следующая игра как раз на развитие памяти и внимания.

- Внимательно посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить все предметы. (на экране 8 предметных картинок, (15 сек).

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем углу справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

4. - В практике работы нашего детского сада особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.

Давайте подробнее о них поговорим и, конечно, поиграем.

Одним из таких средств являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Основная цель использования этого дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.  

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) и карточки отрицания (не красный, не квадрат и тд.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

        Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.

- Самое главное правило — это превратить любое задание в игровую ситуацию, а фигуру в образ. Пусть блоки будут не просто объемными фигурками, а, например, жильцами многоквартирного дома.

Дидактическая игра  «Заселим жильцов в домики»

-  Перед вами таблица с домом, разделённая на клеточки-квартиры. Нужно помочь каждой фигуре попасть в свою квартиру, ориентируясь на знаки-указатели. (проверка по экрану). Например, давайте найдём вот такого жильца (по одной карточке объяснить)

Игра «Хоровод» (10 деталей)

- Давайте выстроим в веселый хоровод наши волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

- Блоки нужно выкладывать по кругу. Произвольно берем любой блок, затем присоединяем блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

5. Следующая игра, с которой мне хочется вас познакомить, называется «Квадрат Воскобовича». Она отличается высокой эффективностью и доступностью.  Сочетание вариативности и творчества делают игру интересной для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

- У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича):

- Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращаться и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик.

Совершите первое превращение квадрата (аудитория выполняет задание)

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата.  (аудитория выполняет задание)

Здесь в основу положена идея направленности интеллектуально - игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.

С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом. Возьмите карточку и сложите свой квадрат в виде заданной фигуры.

6. Игры с Палочками Кюизенера

- Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Пособие состоит из палочек 10 цветов разной длины. От 1 до 10 см. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

На начальном этапе палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

- Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу.

- Теперь я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называете цифру.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

- Возьмите, пожалуйста, палочки и постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.

- Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым?

- Какой вагон справа от синего, слева от желтого.

- Какой вагон самый короткий, самый длинный?

- Какие вагоны длиннее желтого, короче синего? И т. д.

- Молодцы! А теперь давайте составим число 9 из 2 меньших. Возьмите палочку, обозначающую число 9. Она синего цвета. Из двух палочек другого цвета постройте равную по длине синей палочке.

- Что у вас получилось?

- Какого цвета палочки вы взяли?

- Значит 9- это (3и 6,4 и 5 и тд)

 

- С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами.

7. Экспериментирование

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте попробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

- Только что, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.

8. Итог. Рефлексия.

- На этом мой мастер-класс окончен, благодарю вас за участие и хочу узнать ваше мнение о нём.

На мольберте рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

- Я попрошу вас оставить свой отзыв в виде галочки под этими рисунками.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
Опубликовано: 17 января 2025 в 13:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство интеллектуального развития старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Козлова (УИ 332397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД