Валентина Лытасова
Мастер-класс для педагогов «Лаборатория открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
Ход мастера — класса :
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Мой мастер — класс «Лаборатория открытий» посвящен познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
слайд 2
Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
«Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Лаборатория открытий“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться».
Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат, сделать вывод. Сразу скажу, что некоторые опыты сложны для объяснения малышам, но их можно использовать в качестве фокусов.
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду. Конечно, дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты мы будем показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме — сказки.
слайд 3
Наша сказка называется «Путешествие Ежика».
Жил был Ежик. Уж очень он был любопытным, как и все другие ежата. Когда Ежик подрос, ему стало интересно, что же происходит вокруг? И он решил отправиться в путешествие. Выйдя из своей норки, он увидел небольшой пруд, и решил поиграть с водой и стал кидать в пруд камешки, но камешки тут-же исчезали, оставляя на поверхности воды круги.
слайд 4-5
Опыт № 1 «Почему камни тонут?».
Вывод: (Камешки тяжелей воды, поэтому они осели на дно.)
Воспитатель: Вместе с этим опытом можно провести и другие: «Тонет – не тонет», «Легкий-тяжелый», «Поможем Ежику достать мяч», «Умытые камешки» и пр.
Продолжаем нашу сказку: «В пруду плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Ежик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы».
слайд 6-7
Опыт № 2 «Распускающиеся цветы на воде»
Давайте продемонстрируем этот опыт и покажем, действительно ли распускаются кувшинки. Возьмите заготовки цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Давайте сделаем вывод, почему это происходит
Вывод: (бумага легче воды, поэтому плавает на поверхности воды, а когда намокает, расправляется)
слайд 8
Опыт № 3 «Удивительные мандарины»
Воспитатель:
«Ежик проголодался и решил покушать. У него с собой были его любимые мандарины. Он всегда помнил строгие наказы своей мамы Ежихи: «Никогда не ешь немытые овощи, ягоды, фрукты, фрукты в кожуре нужно тоже мыть!». Поэтому Ежик решил вымыть мандарины в воде. Он опустил один мандарин в воду. Как вы думаете, что произошло с мандарином? (он всплыл на поверхность). Тут ежик подумал, а что будет, если я сначала почищу мандарин, а затем помою его?
Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с мандарином? (утонул)
слайд 9
Воспитатель: — Какой мы сделаем вывод: в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт № 4 «Оживающие червячки» («Волшебные червячки», «Цветные червячки»)
Ежик так увлеченно наблюдал за рыбаками, что не заметил, как подул ветер, появились тучи и пошел дождь, а у него под ногами вдруг зашевелились и поползли в разные стороны какие-то шнурки.
слайд 10-11
Воспитатель: Коллеги, как вы думаете, что за шнурки это были? Конечно, червячки. Я предлагаю вам сделать этих червячков.
слайд 12
Воспитатель: А давайте попробуем полить червячков водичкой. Интересно, что же с ними произойдет? Поливаем червячков водой.
Воспитатель: Что случилось с червячками? Посмотрите, водичка впиталась в бумажных червячков, они выросли и поползли! А кто им помог вырасти?
Вывод: Правильно, от воды наши бумажные червячки стали большими!
Ёжик так увлекся происходящим вокруг, что не заметил, как наступил вечер, и ему пришло время возвращаться домой, где его на ужин ждала Ежиха-мать. Перед ужином Ежик вымыл руки с мылом. Скажите, а зачем перед каждым приемом пищи нужно мыть руки с мылом?
Вывод: Обязательно нужно мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи, ведь на руках и особенно под ногтями могут скапливаться микробы.
слайд 13-14
Опыт № 5 «Чего боятся микробы?»
Воспитатель: Давайте проверим, а действительно ли микробы боятся мыла.
1. Наполняем тарелку водой, сверху посыпаем немного «Микробов» (перца или корицы).
2. Во вторую тарелку наливаем мыло.
3. Просим ребенка обмакнуть палец в тарелку с водой. Смотрим сколько «микробов» осталось на пальце.
4. Вытираем палец ребенка влажной салфеткой или полотенцем.
5. Повторяем эксперимент, но в первую очередь просим ребенка макнуть палец в жидкое мыло.
6. Палец с мылом подносим к тарелке с «Микробами». «Микробы» разбегаются по тарелке.
Воспитатель: Данный эксперимент позволяет наглядно показать и объяснить ребенку, как мыло помогает смывать микробы и бактерии с рук, и о том, что просто воды не достаточно. А еще он просто вызывает у детей неописуемый восторг, они просят повторить эксперимент еще-еще!
Засыпая в своей кроватке, Ёжик подумал, что завтра он опять отправится знакомиться с окружающим миром.
Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте! Я благодарю вас за прекрасную работу.
слайд 15
Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Воспитатель: Благодарю за внимание.