марина митрофанова
Мастер-класс «Куколка-лечебница»
▼ Скачать + Заказать документы
• «Куколка - лечебница»
Цель: воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле.
Задачи:
образовательная: закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая);
развивающая: развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.
Публикация «Мастер-класс „Куколка-лечебница“» размещена в разделах
воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.
• Девочки старшей, подготовительной групп.
• Лоскут белого материала, лечебные травы: ромашка, мята, душица, мелиса, зверобой, купленные в аптеке, стерильная вата, цветные и белые нитки, разноцветный материал, цветные яркие ленточки.
• Групповая комната.
• 10 человек.
• Ход
Презентация опыта мастера :
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.
И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек».
Я считаю, что данный мастер - класс актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.
Представление системы занятий:
Подготовительный этап:
На этом этапе проведены следующие мероприятия:
- Уточнение знаний родителей детей по теме проекта;
- Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды);
- Расширение образовательного пространства в группе: пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы;
- Изучение истории народной тряпичной игрушки.
Практический этап
Были проведены занятия:
- Изготовление куклы-закрутки;
- Изготовление куклы-оберега;
- Изготовление куклы-пеленашки;
- Беседы: «Куклы наших бабушек», истории создания обрядовых кукол.
Заключительный этап.
Презентация наших работ.
Имитационная игра.
Последовательность изготовления куколки - лечебницы :
1. На белый лоскут положить вату, затем на неё насыпать небольшое количество душистой травы – по выбору ребёнка, повторить два раза.
2. Полученный комочек ваты с травами обмотать туго веревкой так, чтобы получилась круглая голова, подтянуть при необходимости за нижние края материала.
3. Получившуюся голову запеленать в кусочек материала, чтобы получился столбик и обмотать плотно нитками.
4. Затем получившийся столбик запеленать как ребенка.
5. Пеленашку обвязать разноцветной нитью.
Рефлексия
Мой мастер – класс оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе его проведения, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток.
На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.
Тихо входит синий вечер в комнату мою
Спите куклы, человечки, баюшки-баю
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю.