Олеся Черникова
Мастер-класс «Круги Луллия — одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС
«Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
Цель мастер-класса : Знакомствос возможностями применения кругов Луллия (технология ТРИЗ) в работе с дошкольниками.
Задачи мастер - класса :
• Раскрыть значимость кругов Луллия в работе с детьми;
Публикация «Мастер-класс „Круги Луллия — одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Организовать работу с педагогами по ознакомлению с кругами Луллия.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления.
Представляем вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия». Игра создана на основе изобретения Раймунда Луллия, которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Кто из вас может дать расшифровку аббревиатуре ТРИЗ? Всё верно ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Цель: развитие речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Задачи:
• развитие познавательной активности;
• формирование представлений дошкольников об окружающем мире;
• обогащение активного и пассивного словаря;
• развитие связной речи;
• формирование элементарных математических представлений;
• развитие творческого мышления и воображения;
• развитие креативных способностей дошкольников.
Кольца Луллия – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной активности дошкольников, их творческого мышления и воображения, речи.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллийфилософ, богослов и алхимик создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений.
«Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги.
Давайте рассмотрим устройство этого пособия. На стержень нанизаны несколько кругов разного диаметра. Сверху установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные сюжетные, слова, цифры или фигуры, которые фиксируются за счёт магнитов. Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.
С младшими воспитанниками используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из четырех кругов.
Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Формы организации образовательной деятельности:
• образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).
• игровые обучающие ситуации, когда педагог в свободной деятельности организует игру ив её процессе решает вместе с детьми образовательные и развивающие задачи;
• самостоятельная игровая деятельности детей возможна, когда у детей имеется уже достаточный навык в работе с пособием, полученный в результате совместной деятельности со взрослым.
Условно игры с Кольцами Луллия можно разделить на два вида:
1. Игры на подбор соответствия.
Они предполагают закрепление и уточнение уже имеющихся знаний.
2. Игры на развитие творческого воображения.
Они предполагают элемент случайности в установке кругов и развивают фантазию и креативность у детей.
Технологическая цепочка проведения игры:
1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам;
2. Постановка задачи перед детьми;
3. Раскручивание кругов;
4. Познавательная деятельность детей :
4.1. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа;
4.2. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям;
5. Рефлексия и подведение итогов.
Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов, речи. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.
Кольца Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С их помощью процесс обучения становится интересным и увлекательным.
Варианты использования этой методики безграничны. Каждый педагог может самостоятельно придумать свои способы игр и заданий к «Кольцам Луллия».
Это пособие помогает сделать занятие эффективным, помогает обучать играя. Выполняя разнообразные задания с кольцами Луллия, дошкольники вливаются в непринужденную, увлекательную атмосферу процесса обучения, что ведет к успешному решению дидактических задач.
Практическая часть.
1. Использование «Кругов Луллия» в ФЭМП.
• Д/И «Подбери картинку к цифре»
Цель: Закрепление умения соотносить цифру и количество предметов.
В игре используется 2 круга. На верхний круг выкладывают цифры, а на нижнем расположены карточки с определенным количеством предметов.
Ребенок соотносит количество предметов с цифрой и объединяет их в рамке.
• Д/И «Соседи числа»
Цель: Закрепление умения определять последующее и предыдущее число к названному.
Используются три круга. На среднем круге в рамке находится какое-то число. Дети, вращая верхний круг, находят младшего соседа или предыдущее число. Вращая третий (нижний) круг, находят старшего соседа или последующее число.
• Д/И «Составь число»
Цель: Закрепление навыка определения состава числа из двух меньших.
Используются три круга. На верхнем круге в рамке находится какое-то число. Вращая поочередно второй и третий круги дети находят числа, которые в сумме составляют число, находящееся на верхнем круге.
• Д/У «Реши пример»
Цель: Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание.
Используются все круги. На трех кругах в рамке задается пример, дети решают и вращая третий круг, выставляют результат.
• Д/И «Составь и реши задачу»
Цель: Закрепление умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Воспитатель вместе с детьми разбирает условие задачи. Определяют, задача на сложение или на вычитание. Далее дети «записывают» задачу на игровом пособии.
Например:
Воспитатель: В гараже стояло 6 машин (выставляют на верхнем круге цифру 6, две машины выехали (т. к. задача на вычитание, то ставим знак минус на втором круге, а цифру 2 на третьем. Решите задачу и выставьте на третьем круге нужную цифру. Дети, вращая третий круг, выставляют нужную цифру.
• Д/И «Поставь нужный знак»
Цель: Закрепление умения сравнивать числа и обозначать нужным знаком.
Используются три круга. На верхнем круге в рамке находится какое-то число. Вращая третий круг останавливают его на любом случайном числе, сравнивают его с числом на верхнем круге и на втором круге выставляют нужный знак.
• Д/И «Найди логическую пару»
Цель: Развитие у детей внимания, логического мышления.
Задействованы два средних круга. На эти круги выкладываются картинки, которые при совмещении составляют логическую пару. Круги нужно раскрутить и предложить ребенку найти логические цепочки.
• Д/У «Подумай и ответь»
Цель: Развитие нестандартного логического мышления и смекалки.
Используются три круга. На верхнем круге в рамке находится какое-то число, например 8, на втором круге карточка с восемью предметами. На третьем или четвертом круге поместить карточку с любым изображением, например, слон. Ребенку нужно подумать и ответить, как эти три карточки можно объединить (ребенок высказывает свои ассоциации, предположения).
2. Использование «Кругов Луллия» в образовательной области «Речевое развитие».
Авторы методики «КругиЛуллия» используют 4 типа игр:
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например:«У курицы птенец - цыпленок, появляется из яйца, живут они в сарае, в курятнике, в гнезде, питаются зерном».
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например: Комар и паутина. «Подул сильный ветер и комар попал в паутину и запутался».
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
При решении задач в играх дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые - приветствовать самые неожиданные предложения детей. Результаты в развитии ребенка Вы сможете заметить сразу. В его ответах вы увидите постепенное восхождение от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы - вот главный результат использования Кругов Луллия.
Вывод:
В результате работы с «Кругами Луллия» у дошкольников:
• Систематизируются знания об окружающем мире;
• Формируются элементарные математические представления;
• Развивается творческое воображение и мышление;
• Обогащается словарный запас;
• Формируется умение свободно высказывать свои мысли;
• Появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам.
Рефлексия мастер – класса.
Список литературы
1. Логинова Л. Кольца Луллия. // Обруч- 2000-№4
2. Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://dsdlf.com/index.php/metodist/16-konsultatsii/45-igry-po-triz-krugi-lulliya