Ирина Подлесная
Мастер-класс «Коррекция сигматизма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
для учителей - логопедов ДОУ по теме:
«Коррекция сигматизма у дошкольников»
Аннотация:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценней отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Публикация «Мастер-класс „Коррекция сигматизма у дошкольников“» размещена в разделах
Сигматизм является одним из наиболее распространенных дефектов произношения и может быть обусловлен многими причинами медицинского и социального характера (дефекты в строении зубов, губы, нёба, челюстей, языка; подражание неправильному произношению окружающих; двуязычие в семье; снижение фонематического слуха; нарушение физического слуха).
Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет, у 17-20% детей школьного возраста (1-3 классы). Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь.
В ходе нашего мастер класса я поделюсь методами, приемами работы по преодолению всех видов сигматизма. Познакомлю вас с различными упражнениями, выполнение которых поможет преодолеть это нарушение. Они направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают снятие эмоционального напряжения. А также способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала. Система работы по преодолению сигматизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями, которую я провожу, прежде всего соответствует принципу системного воздействия на все компоненты речи. То есть после постановки звука идет процесс автоматизации звука, как в слогах, словах, фразах, так и в связной и свободной речи.
Цель мастер – класса:
распространение личного педагогического опыта по коррекции всех видов сигматизма аудитории учителей – логопедов ДОУ
Задачи:
- Создать условия для увеличения профессиональной компетентности учителя - логопеда по устранению всех видов сигматизма у старших дошкольников с ТНР.
- Поделиться опытом работы по устранению сигматизма у детей с ОНР.
- Показать на практическом примере использование различных видов игр, упражнений в работе учителя – логопеда по коррекции сигматизма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Создать положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер – класса.
Аудитория слушателей: учителя – логопеды ДОУ
Оборудование: игровое поле, кубик, фишки; сюжетные картинки; игрушки Предварительная работа: подбор материала для мастер – класса, составление конспекта, подбор наглядного материала, изготовление атрибутов для игр, выстраивание структуры сценария мастер- класса, отработка выразительности речи, совершенствование умения наладить контакт с педагогами и привлечь их активное внимание.
Ожидаемые результаты:
-получение педагогами представления о системе работы по устранению сигматизма у детей с ОНР различными методами;
-внедрение в коррекционно – образовательный процесс по устранению сигматизма различных способов и методик.
Используемая литература:
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов-на-Дону., 2008-110с.
2. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. - М., 2007.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - Санкт - Петербург. 2005.
4. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль. 2007.
5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - Санкт -Петербург. 2004.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по устранению сигматизма у детей.
1. Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.
1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ ---ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
3. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
2. А сейчас выполним упражнения для выработки воздушной струи и речевого дыхания: «Чей мяч улетит дальше?», «Подуй на цветок», «Подуй на бабочку» и упражнения со звуками «Кошка» ф_ф_ф, «Ветерок» в_в_в, упражнение с «султанчиком», со снежинками, с бабочками, подвешенными на нитке и т. д.
3. Повторение слоговых рядов. На этом этапе мы проведем с вами игры «Громко, шепотом», «Морзянка».
Игра «Морзянка» Предлагаю сначала вместе, а затем самостоятельно произнести фразы: «СА- СА- СА, СА-СУ-СЫ, ЗА-ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЦА-ЦА-ЦА, ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ. А теперь проговариваем слоговые ряды в чистоговорках, потешках, считалках.
Игра «Магнитофон». Представьте что вы - «магнитофончики», которые продаются в магазине. Исправные, хорошие магнитофоны могут точно воспроизвести все звуки, которые произнесет покупатель. Произнести слоговые ряды и тот участник, который был выбран в качестве «магнитофона», должен точно повторить их. Например: СА-ЦА-СА, СА-ЦА-ЗА-СА (возможно не просто повторять слоги, а произносить их с разной интонацией (удивления, радости и т. д.).
4. Выделение звука на фоне слова. На этом этапе мы проведем игру «Услышь звук». Прослушайте стихотворение. И после того как услышите звук з - хлопните в ладоши, услышите звук с - поднесите палец к губам.
5. А сейчас мы поиграем в игру «Отыщи предмет». Я хочу вызвать двух участников и предлагаю им найти в групповой комнате предметы (заранее расставленные) со звуком с и з.
6. Игры - бродилки «Путешествие со звуком» Путешествуя по нему, участник находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.
7. Следующая игра «Свистящие покупки». Цель игры: Развивать умение определять позицию звуков [с] или [с”] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой, развивать фонематический слух, внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа слов. Предлагаю вам взять картинку, определить позицию звука в этом слове (начало, середина, конец) используя три схемы и положить ее в соответствующую сумочку.
8. Игра «Собери бусы». Цель игры: отбор картинок с заданными звуками по твердости-мягкости, дифференциация этих звуков, умение делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.
Участник берет картинку, называет ее, определяет какой звук слышится, в этом слове и надевает «бусину» на нужный (синий или зеленый) шнурок. Задание можно усложнить, предложив игроку поделить эти слова на слоги или (и) составить предложение с этими словами.
9. Игра «Слоговые цветы». Цель игры: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие посредством умения находить заданный слог в словах. Участнику нужно к каждой серединке-слогу подобрать лепестки-картинки, содержащие в своём названии данный слог. Например, к серединке СО подбираем лепестки-картинки собака, фасоль, колесо и т. д.
10. Игровое упражнение «Послушай и повтори». Цель: автоматизация звуков в слогах, фразах, развивать память, контроль над звукопроизношением.
В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Виды заданий:
- произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим тихо или громко;
- произносим в разном темпе (медленно или быстро);
Например: Ши - ши - ши, ши - ши - ши,
Что - то шепчут камыши.
Ше - ше - ше, ше - ше- ше,
Это утка в камыше.
Приступив к дифференциации звука, логопед учит ребенка определять наличие этого звука в слове на слух; различать слова, отличающиеся одним звуком; не смешивать звуки при произношении.
11. Сейчас мы поиграем в игру «Посели картинку в домик». Цель игры: учить участников дифференцировать звуки [с] и [с”] по твердости-мягкости, развивать фонематический слух, слуховое внимание, определять цветовой символ. Возьмите картинку, назовите ее, скажите какой звук слышит ([с] или [с”], а теперь «поселите» ее в нужный домик.
12. Автоматизация в словосочетаниях. Игра «Что с чем» Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с]. Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т. д.
13. Автоматизация в предложениях. Игра «Из чего сделан предмет?»
Игрокам предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.
Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т. д.
14. Игровое упражнение «Вместе с …». Перед игроком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем). Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т. д.
15. Игровое упражнение «Заколдованный рассказ». Цель: автоматизация звуков [с] и [с”] в связной речи, развитие фонематического слуха, закреплять знания цифр, активизация памяти, внимания, мышления.
Помогите расколдовать непонятный рассказ. Послушайте его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее. Можно усложнить задания: игроку предлагается пересказать рассказ и ответить на вопросы. (Отвечать надо полными предложениями.)
Итог мастер-класса.
Уважаемые коллеги! У каждого на столе лежит две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку. Благодарю вас за внимание, активное участие в мастер-классе. Я рада, что мастер-класс оказался интересным и полезным для вас. Спасибо за внимание!