Надежда Загороднева
Мастер-класс «Коррекция страха перед водой у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с проблемой у детей страха воды
Задачи:
1. познакомить откуда берется страх воды у детей ;
2. отработать приёмы снятия боязни воды.
Практическая значимость: повышение уровня компетенции педагогов в использовании методов для преодоления страха перед водой у детей.
Структура практической консультации:
1. Вступительное слово по теме «Коррекция страха перед водой у детей дошкольного возраста».
Публикация «Мастер-класс „Коррекция страха перед водой у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
2. Практическая часть – занятие с педагогами с использованием методов, направленных на преодоление страха перед водой.
3. Рефлексия.
Ожидаемый результат: участники познакомятся с основными методами работы с детьми, направленные на снятие страха перед водой
Ход мастера-класс.
Уважаемые педагоги, свой мастер класс я хочу начать с вопроса. Приходилось ли вам испытывать страх перед водой?. А теперь представьте себе маленького ребёнка. Да, есть активные, смелые, но сколько детей боятся воды?
Я – инструктор по плаванию. Моя задача – учить детей плавать и каждый год я сталкиваюсь с такой проблемой, как боязнь воды у детей.
Боязнь воды – один из самых распространенных фобий после темноты и высоты. Четыре из пяти переживают этот страх в разные периоды. Он в полнее естествен и с возрастом часто проходит сам. Но не все дети могут справиться со своим страхом без помощи взрослого.
Откуда же берется страх? Существует несколько причин, и рассмотрим мы самые распространенные у детей.
1. Перинатальное происхождение: гипоксия во время беременности, безводный период более 3 часов
2. Закрепление негативного опыта: ребенок поскользнулся во время купания, поперхнулся водой, вода попала в глаза или уши и это сформировало установку на то, что купание – это страшно, больно и не приятно. Испытав сильный страх после грозы, впечатлительный ребенок может начать боятся воды по причине того, что закрепленная реакции испуга от шума капель дождя при сильной грозе может провоцироваться на любимые звуки воды.
3. Пугающие истории по телевизору или услышанные от окружающих, ведь дети очень впечатлительные.
4. Гипертрофированный инстинкт самосохранения.
5. Психологические особенности личности.
6. Негативная реакция родителей. Громкий вскрик мамы, как реакция на то, что ребенок брызгается или поперхнулся, способна пугать ребенка больше, чем само происшествие. Эта реакция может сформировать негативный стереотип.
7. Неосторожное обращение родителей, когда они учат ребенка плавать. Негативный эпизод даже у самого маленького ребенка глубоко впечатывается в памяти. Это связано с тем, что в раннем возрасте огромную роль играет познавательная деятельность. Сознание ребенка открыто для новых впечатлений и событий. Поэтому любая, даже негативная реакция, воспринимается у детей как опыт, который надолго закладывается в подсознание
Но стоит отличать детский страх от нонкомфортизма, который проявляется в критический период. Когда «Я не буду купаться», становится лишь часть общего «Я не буду», «Я не хочу» и «Я сам». Это поведение не связанно с непосредственным страхом воды, и здесь важно дать ребенку почувствовать, что его мнение для вас тоже важно. Это сформирует его бедующую самостоятельность.
Симптомы аквафобии:
1. Неприязнь контакта воды с кожей;
2. Страх глубины, открытых водоемов;
3. Боязнь плавать, купаться, принимать ванны;
4. Боязнь покидать дом при вероятности грозы, дождя, снегопада;
5. Симптомы физического характера (появляются при возможном контакт аквафоба с влагой, при мысли о плавании, глубине) : тошнота, головокружение, головная боль, повышение давления, обильное потоотделение.
Как же избавится от страха!
Выяснить чего именно боится ребенок (может ему просто некомфортна температура)
Как можно раньше приучать к водным процедурам. Большое влияние на преодоление боязни в детском возрасте имеют родители. Важным механизмом при этом будут: разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит боятся). Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной.
2. Практическая часть:
- В практической части мастер-класса я вас познакомлю с приёмами, которые помогают преодолеть дошкольнику страх воды. Для этого мне понадобится несколько желающих участников мастер-класса. (Выбор участника).
1. Арт – терапия.
Уважаемые педагоги, я попрошу вас на листе бумаге нарисовать свой страх. Рисуя, продумайте, что больше всего вас пугает. После, с творение необходимо сделать разрушающее действие – смять, порвать, уничтожить любым способом.
2. Аудиотерапия. Прослушивание с закрытыми глазами шума дождя, моря.
3. Разговор со страхом. Глядя на картину воды (моря, бассейна) участникам мастер- класса предлагается рассказать, что их пугает (я боюсь тебя потому, что)
В связи с ограниченным времен, с другими приемами я вас просто ознакомлю.
1. Игровая процедура «Кинопробы» - Продумывается сценарий, где главный герой – победитель страха; сам страх – отрицательный герой и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку.
2. Сказкотерапия. Помощь оказывается специальными сказками, избавляющими от страхов. Сказка должна хорошо заканчиваться.
3. Куклотерапия. К кукле вырезанной из картона, прикрепляется нить управления. Таким образом, страх берется ребенком под контроль.
Ну и конечно же принцип постепенности, сначала ребенок просто наблюдает как купаются другие дети, затем, заходит в воду на мелкую глубину постепенно глубина увеличивается.
3. Рефлексия:
- Что нового вы для себя узнали?
- Взяли ли вы себе что-то на заметку из практической части мастер-класса?
Всех благодарю за внимание, а участников за работу!