Нина Мартынова
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника»
Цель:
Показ методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Представление системы музыкально - оздоровительной работы и используемых технологий.
Материал и оборудование: детские шумовые инструменты.
Музыка – это одно из средств не только музыкального, но и физического развития детей.
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.
Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.
Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.
Данные занятия включают в себя:
речь с движениями;
дыхательную гимнастику;
упражнения на развитие дикции и артикуляции;
пальчиковую гимнастику;
фонопедические упражнения;
ритмопластику;
психогимнастику и релаксацию.
1. Валеологические песенки – распевки.
С них начинаются занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Музыкальное приветствие «Доброе утро!» О. Н. Арсеневская
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу, разводят руки встороны)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в саду цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
М. Картушина
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
2. Дыхательная гимнастика.
В свои музыкальные занятия я включаю упражнения дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой – оперной певицы, театрального педагога. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающий широкий спектр позитивного воздействия.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
* положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
* способствует восстановлению центральной нервной системы;
* улучшает дренажную функцию бронхов;
* восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
* исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища
Вдох, затем наклон туловища всторону.
Выдох, руки скользят вниз, при этом произносим «Ссссссссссссссс»
Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.
Повторить 6-8 раз.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, руки поднять вверх,
Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох!
Опустить руки вниз, встать на всю ступню – выдох!
Произнести «Ууух!»
Повторить 4-5 раз
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперёд-назад
Произносить «тик-так, тик-так»
Повторить 10-12 раз.
Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох.
Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель».
Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж… Разделимся на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса, другая, надев пчелок на палец, изобразит жужжание этих насекомых.
Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе.
Шумит лес: ш-ш-ш. … Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)
А теперь похвалим себя.
Упражнение «Обними плечи»
(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю.
Носиком вдыхаю.
3. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.
«Ты похлопай вместе с нами» Е. Железнова.
4. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, нёбом.
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
В игре ребёнок становится личностью, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение гимнастику для нашего язычка (дети смотрят в зеркало и выполняют движения язычком)
Наш забавный язычок. дети хором произносят слова.
Щелк, щелк, щелк, щелк. Щелкают языком.
Зубки чистим мы умело, показывают, как чистят зубки
Вправо-влево, вправо-влево.
Мы нисколько не устали. Высовывают язычок и «дразнят»
Вверх и вниз им двигать стали.
Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж
Как машина, поурчали У-у-у-у-у
Как, лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом
Вовремя остановились! Стоп! Останавливаются.
«Улыбочка-трубочка» : губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой. (Выполнение упражнения.)
Музыкальный руководитель : Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, физического развития и социально – коммуникативного развития.
Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,
Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,
Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,
Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,
Безымянный – притаился (можно заменить это композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец! (педагог может проверить, как крепко соединились мизинцы).
Как же дальше танцевать? (тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы).
Надо цепь нам разорвать.
(Су-джок терапия) Массаж су-джок шарами
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
«Мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
«Пальчик, где твой домик» пальчиковая гимнастика под музыку Е. Железновой
Пальчик где твой домик,
Как тебя зовут?
Я большой пальчик,
А дом мой тут.
Пальчик где твой домик,
Как тебя зовут?
Я указательный
А дом мой тут.
Пальчик где твой домик,
Как тебя зовут?
Я средний пальчик
А дом мой тут.
Пальчик где твой домик,
Как тебя зовут?
Я безымянный,
А дом мой тут.
Пальчик где твой домик,
Как тебя зовут?
Я мизинчик,
А дом мой тут.
Массаж пальцев эластичным кольцом
1-2-3-4-5 (Поочередно соединяя, начиная с мизинца)
Вышли пальцы погулять (хлопки)
(Далее массируем каждый пальчик по очереди)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик-безымянный,
Он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал,
очень ловок и удал!
Музыкальный руководитель : Следующая область, раскрываемая содержанием программы – познавательное и речевое развитие.
Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой. Цель – обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
Игровой массаж
Круговой массаж «Рельсы, шпалы» Е. Железнова
Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу
Рельсы, рельсы (проводим одну, другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине)
Из последних из окошек
Мы просыпали горошек (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)
Пришли утки, пощипали (щиплем спинку)
Пришёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Дворник всех метлой прогнал (гладим ладошками по спине)
Речевая игра с музыкальными инструментами
«Лесная сказка» Григ «Утро
Музыкальный руководитель :
Программа нашего детского сада учитывает лексические темы, разработанные совместно с учителем-логопедом. В осенней тематике использую речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»
Лесная сказка ждет вас впереди. А сопровождать ее должна музыка. Скажите, кто у нас пишет музыку : поэт, писатель, композитор? Правильно композитор. Сейчас будет звучать музыка композитора Грига «Утро». Но прежде, чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла:
Музыка ветра – Осень Кольца шуршалки – листочки
Колокольчик - Росинка Палочки – дятел
Маракасы – лиса Орешки – белка
Трещётка – медведь Султанчики – ветерок Свистулька – жаворонок
Тихо бродит по дорожке говорит ведущий.
Осень в золотой одёжке Музыка ветра
Где листочком зашуршит Шуршалки
Где росинкой зазвенит Колокольчики
Раздаётся громкий стук Деревянные палочки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –
Птенцам будет там тепло
Из-за леса, не спеша, шуршалки
Вышла рыжая лиса.
Ступает она мягко
по шелковой травке.
Белка прыгнула наверх Орехи
И грызет там свой орех —
Вот идёт по шишкам шишки
Косолапый мишка.
Ветерок вдруг налетел султанчики
По деревьям зашумел
Тучки разгоняет
Солнышко сияет
В небе крылья раскрывая свистулька
Жаворонок вьётся
Жив-жив-жив, жив-жив-жив,
Над полями льётся.
Музыкальный руководитель : Молодцы!
Сейчас мы с вами показали музыкальную зарисовку «Осенняя Сказка», мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через ушки. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.
Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
А сейчас, предлагаю творческое задание: Каждый из вас возьмет шумовой инструмент, и мы соединим все инструменты в оркестр. (Раздаю шумовые инструменты, объясняю способы игры на них.)
Шумовой оркестр «Весёлый музыкант»
«Полька» Штраус
Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
Танец в парах «У меня, у тебя»
Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика).
«Игра с платком»
(каждый участник берёт карточку и показывает образ)
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- бабочку;
- принцессу;
- волшебника;
- бабушку;
- фокусника;
- человека, у которого болит зуб;
-лису;
- морскую волну.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
«Подарок под елкой»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят, кто о чем мечтает.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.