Ирина Юрченко
Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс
«Использование элементов арт- терапии с детьми дошкольного возраста»
Применение в работе с детьми дошкольного возраста элементов арт-терапии благотворно воздействует на сознание ребенка. Это прекрасный способ в игровой форме не только снять стресс и расслабиться, но и раскрыть его внутренний мир. Используется для развития личности и творческих способностей ребенка. Остановимся на одном из видов арт- терапии- изотерапия, как самый распространенный и широко применяемый. В дошкольном учреждении используем множество методов изотерапии. Метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить свои чувства, переживания, найти решение проблемы и достичь позитивных целей- нейрографика.
Публикация «Мастер-класс „Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Использование нейрографики в работе с детьми представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально- положительный настрой детей, такие нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать страх, тревожность, робость.
Рассмотрим несколько упражнений нейрографики, используемых с детьми дошкольного возраста.
Первый этап- это сброс отрицательных эмоций. Мы предлагаем детям закрыть глаза и вспомнить все страхи, плохое настроение, слезы, переживания, а затем резко выместить их на бумаге- помять лист белой бумаги (любой формы). Некоторые дети могут быстро и сильно ее помять, кто- то боится и делает это аккуратно. При этом происходит выброс негатива наружу.
Затем предлагаем детям развернуть помятый лист и разгладить его на столе. Далее дети рассматривают линии, которые получились от сгибов. И на этом этапе мы предлагаем по вмятинам или по выпуклым линиям (здесь нет правил) прорисовать их любым цветом, обвести их. Ребенок берет карандаш, мелки или фломастеры и прорисовывает, так как он хочет. Никаких правил мы перед ним не ставим. Этот процесс, начиная от разглаживания бумаги, успокаивает и снимает напряжение. Детям это очень нравится.
Следующий этап - «Создаем красоту», когда мы предлагаем ребенку оживить, раскрасить рисунок. Можно раскрасить между получившимися секторами разными цветами, или же просто раскрасить, не обращая внимания на границы, кто- то увидит образ, фигуру и ее закрасит. Здесь действует правило спонтанности, рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов. Детям можно сказать о том, что сейчас мы можем вложить все отрицательные эмоции, все обиды, и с помощью кисти, краски и воды все это разгладить. Таким образом, мы получаем эмоциональный отпечаток на листе бумаги. Рисование «без границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед, развивает уверенность в себе. То есть все то, как сделает это ребенок, будет правильным.
На следующее этапе предлагаем ребенку выбрать трафарет любой фигуры, который понравится и наложить его сверху рисунка. Здесь получается красота, это доставляет детям радость от проделанной работы. У всех это получается по -разному: кто-то раскрашивал аккуратно, все прорисовывая, кто- то просто закрасил разноцветными горизонтальными или вертикальными линиями широкой кистью, а в итоге у всех получилось красиво. Данное упражнение избавляет ребенка от страха.
И еще одна техника, которая совмещает в себе изо и цвето-терапию- это рисование на стекле.
На первом этапе ребенок должен сбросить отрицательные эмоции с помощью фольги. Мы так же предлагаем ему закрыть глаза и помять фольгу. Чем дольше мы будем ее мять, тем меньше будет наш шарик- наши страхи, тревожность. Предлагаем помять в одной руке, в другой, покатать между ладонями, то есть идет воздействие на мелкую моторику. А затем предлагаем развернуть лист насколько это возможно и на столе разгладить его. Когда ребенок разглаживает, он успокаивается. Далее мы предлагаем сформировать из фольги дерево или цветочек, облачко, солнышко- все, что захочет ребенок. То есть из страха сформируем что – то доброе, светлое.
Далее разыгрываем с детьми сюжет. Предлагаем им побыть волшебниками, которые умеют делать чудеса. …Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы? Тогда с помощью двустороннего скотча прикрепите свою фигурку из фольги к зеркалу. И представьте, что мы попали на полянку, на которой почему-то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего, кроме нашей фигурки! Как же нам быть? Давайте, мы дорисуем цветочки и травку и раскрасим их. Выберите цвет, который вам больше всего нравится, и начните наполнять волшебством нашу полянку. Вы можете смешивать цвета, соединять линиями. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети). Давайте посмотрим, какое чудесную картинку мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у нас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие эмоции вы ощущали?.
Используя цветотерапию в рисовании на стекле, ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики тревожности, страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей.
Использование арт- терапевтических упражнений в работе с дошкольниками дает хороший результат. В процессе творческой деятельности дети быстрее идут на контакт, происходит самораскрытие, гармонизация эмоционально- психологического состояния детей, снимается тревожность.