Людмила Мережко
Мастер-класс «Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и является наиважнейшим условием успешности обучения в школе.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой культуры.
Публикация «Мастер-класс „Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии сложный процесс. Развитие связной речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими,
грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом, со взрослыми, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи, умения правильно строить предложения.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для
разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.
Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого
современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Виммельбухи имеют свои отличительные особенности:
«Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т. п.).
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.
Целью работы познавательно – речевого развития - использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов в игровой форме :
- обогащение словаря (прилагательных и глагольного,
- развитие лексико-грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Задачи познавательно – речевого развития ребенка при работе с данной технологией:
развивать психические процессы;
формировать мотивы, стимулирующие работу с книгой, интерес к
книжной информации и занятиям, навыки сознательного, сосредоточенного изучения;
развивать умение улавливать замыслы и идеи содержания;
формировать свое отношение к увиденному.
Ребенок практически любого возраста откроет на страницах книг Виммельбухов что-то для себя. Подойдут Виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются Виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах Виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг.
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников :
находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС
Цель. Познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.
Материалы: копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля» на каждый стол (4 шт.).
Ход практической части:
- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц.
— Какое время года здесь изображено? (Зима)
— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т. д.)
— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)
— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты – кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)Хочу такой сайт
- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т. д.)
— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет собакой)
— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)
- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки.)
- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)
- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.
- Что ещё интересного вы здесь увидели?
Спасибо за ответы.
А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице.
Педагогам предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты, затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.
(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).
Большое спасибо за активное участие.
Рефлексия
А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.
У каждого из участников имеются красные и синие камушки. Если вы считаете, что материал, представленный на мастер-классе оказался интересным, полезным и Вам захотелось использовать его в работе по развитию связной речи дошкольников, то положите в шкатулку красный камушек, а если нет - то синий.
Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.
Благодарю за внимание!
Литература:
1. Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
2. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2021 год
3. Ротраут Сюзанне Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга». Из-во Самокат - 2020
4. Саввушкина Т. «Однажды в деревне. Виммельбух» Росмэн-пресс 2022
5. Саввушкина Т. «Однажды в городе. Виммельбух» Росмэн-пресс 2022