Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Людмила Мережко
Мастер-класс «Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и является наиважнейшим условием успешности обучения в школе.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой культуры.

Публикация «Мастер-класс „Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии сложный процесс. Развитие связной речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими,

грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом, со взрослыми, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи, умения правильно строить предложения.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для

разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.

Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого

современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Виммельбухи имеют свои отличительные особенности:

«Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т. п.).

Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Целью работы познавательно – речевого развития - использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов в игровой форме :

- обогащение словаря (прилагательных и глагольного,

- развитие лексико-грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Задачи познавательно – речевого развития ребенка при работе с данной технологией:

развивать психические процессы;

формировать мотивы, стимулирующие работу с книгой, интерес к

книжной информации и занятиям, навыки сознательного, сосредоточенного изучения;

развивать умение улавливать замыслы и идеи содержания;

формировать свое отношение к увиденному.

Ребенок практически любого возраста откроет на страницах книг Виммельбухов что-то для себя. Подойдут Виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются Виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах Виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг.

Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников :

находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;

закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.

Практическая часть – МАСТЕР-КЛАСС

Цель. Познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

Материалы: копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля» на каждый стол (4 шт.).

Ход практической части:

- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее – с одной из её страниц.

— Какое время года здесь изображено? (Зима)

— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т. д.)

— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)

— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты – кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)Хочу такой сайт

- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т. д.)

— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет собакой)

— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)

- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки.)

- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)

- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.

- Что ещё интересного вы здесь увидели?

Спасибо за ответы.

А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице.

Педагогам предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты, затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.

(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).

Большое спасибо за активное участие.

Рефлексия

А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.

У каждого из участников имеются красные и синие камушки. Если вы считаете, что материал, представленный на мастер-классе оказался интересным, полезным и Вам захотелось использовать его в работе по развитию связной речи дошкольников, то положите в шкатулку красный камушек, а если нет - то синий.

Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.

Благодарю за внимание!

Литература:

1. Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016

2. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2021 год

3. Ротраут Сюзанне Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга». Из-во Самокат - 2020

4. Саввушкина Т. «Однажды в деревне. Виммельбух» Росмэн-пресс 2022

5. Саввушкина Т. «Однажды в городе. Виммельбух» Росмэн-пресс 2022

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 28 сентября 2024 в 07:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование Виммельбуха в познавательно-речевом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мережко (УИ 1592903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД