Елена Шульга
Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать +Заказ
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Чтобы узнать тему мастер - класса прошу вас ответить на вопрос.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.
Совершенно верно – это ИГРА.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Публикация «Мастер-класс „Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
1 слайд
тема моего МК «использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей.»
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2слайд
Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?
Ответы участников.
Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?
Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.
3слайд
Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры.
Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, можно использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры.
Что такое технологическая карта?
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.
4слайд
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков.
5слайд
А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры.
6слайд
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
7слайд
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту?
Конечно, только если они сами ее и составят.
8слайд
Представляю вашему вниманию технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру.
9слайд
А вам я предлагаю понять какие правила игры нарисованы.
Соотнесите картинку с действием.
10слайд
Образец выполнения задания.
11слайд
Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета, кроме одного – это шаг №4 «Поиграйте», для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное).
12слайд
Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие».
Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.
Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.
Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет.
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.
У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.
13слайд
Уважаемые коллеги, для примера обратите внимание, На экране вы видите, созданные схемы игровых ситуаций.
Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты.
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.
А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме.
11слайд
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите.
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете.
Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама - сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат.
Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.
Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.
Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.
Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.
Ответы участников: да, конечно.
Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?
Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.
Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.
Ответы участников: да, конечно.
14слайд
Подводя итог, я считаю, что использование на практике детьми и педагогом технологической карты в таком оформлении, позволяют ребенку в воображаемой ситуации, осуществлять любые привлекающие его ролевые действия. Учат ребенка как правильно организовать совместную игру, способствует развитию творчества и самостоятельности у детей, в ней ребенок получает навыки коллективного мышления, так же она может быть и диагностическим средством.
Свое выступление хочу закончить такими словами: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться
15слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!