Светлана Чернова
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии элементов программирования в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Использование технологии (элементов) программирования в речевом развитии дошкольников».
Цель: Трансляция педагогического опыта в применении технологии (элементов) программирования в образовательном процессе для развития критического мышления (речевого развития) дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии элементов программирования в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
1. Представить (продемонстрировать) педагогическому сообществу опыт работы по применению технологии (элементов) программирования в образовательном процессе.
2. Вызвать интерес к использованию технологии (элементов) программирования для реализации задач в речевом развитии дошкольников;
3. Создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
4. Обеспечить активное участие педагогов в мастер-классе.
Ход мастер-класса.
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование технологии (элементов) программирования в речевом развитии дошкольников»
2 слайд
Цель: «Трансляция педагогического опыта в применении технологии (элементов) программирования в образовательном процессе для развития критического мышления (речевого развития) дошкольников»
Задачи:
1. Представить (продемонстрировать) педагогическому сообществу опыт работы по применению технологии (элементов) программирования в образовательном процессе.
2. Вызвать интерес к использованию технологии (элементов) программирования для реализации задач в речевом развитии дошкольников;
3. Создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
4. Обеспечить активное участие педагогов в мастер-классе.
Я уверена, каждый из нас, готовясь к занятиям, задумывается будет ли это интересно детям? Современный ребенок — это ребенок информационного типа развития. Наши дети легко могут найти общий язык с любым гаджетом, они быстро схватывают информацию, но при этом не могут ее сформулировать окружающим, им сложно выражать мысли, логически выстраивать беседу.
3 Слайд проблема Из опыта работы, делаю выводы что у детей наблюдается (снижение речевой активности - фото дети с гаджетами).
4 слайд
Одним из путей решения данной проблемы для меня стала STEM-технология.
Аббревиатура «STEM» была предложена в 1990 году. В России это нашло отражение в парциальной модульной программе в 2019 году.
НА СЛАЙДЕ
Авторы: Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А.
«STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEM обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса и интегрирует 4 направления: наука, технология, инженерия, математика.
СЛАЙД
S — science- естественные науки,
T — technology- технология,
E — engineering – инженерное искусство,
M — mathematics – математика
В работе с детьми по развитию речи, мне очень помогает направление как бы это удивительно не звучало, инженерное искусство
5 слайд ( на слайде расшифровка направления: конструирование, работа со схемами, программирование)
Мы с ребятами на занятиях по развитию речи активно используем роботов.
Хотите поделюсь, как я это делаю?
Коллеги, кто при входе в зал получил значок с изображением робота, я приглашаю вас на сцену.
Займите места за столами в соответствии с изображением на значке.
Фокус - группа 1
Задание для 1 фокус - группы
На занятиях по развитию связной речи я использую программирование. Помогает нам робот Ботли. Сегодня он будет вашим помощником. Предлагаю с ним поиграть. Какую же тему нам выбрать? В календарно-тематическом планировании я учитываю региональный компонент.
Напомните мне, пожалуйста, какой праздник мы будем отмечать 25 декабря, значимый для жителей города Муравленко.
Ответ: конечно, 110 лет со Дня рождения Виктора Ивановича Муравленко.
Предлагаю составить рассказ на тему «Его именем назван город».
В работе используйте инструкцию, которая лежит у вас на столе.
На выполнение задания 3 минуты. Задание понятно? Приступайте.
Инструкция: Перед вами поле, на котором находятся сюжетные картинки, робот Ботли, пульт, карточки-стрелки: магнитная доска для программы
1. Рассмотрите сюжетные картинки на поле.
2. Определите последовательность событий.
3. Создайте 4 программы для робота Ботли, используя карточки-стрелки, запрограммируйте его, чтобы он передвигался от одной картинки к другой последовательно (одна программа – это путь передвижения от картинки к картинке).
4. Составьте предложение (по каждой картинке) после каждого программирования (остановки). У вас получится рассказ из четырёх предложений.
5. Продемонстрируйте результат (составьте рассказ….)
6. На выполнение задания 3 минуты.
! Не забудьте перед каждым программированием очистить память робота, нажав кнопку «корзина» (в инструкцию вставить обозначения кнопок пульта)
Задание для фокус - группы 2
Также на занятиях мы программируем робота Мышь.
Предлагаю вам составить рассказ на тему «Природа Ямала», поможет нам робота Мышь. В работе используйте инструкцию, которая лежит у вас на столе. На выполнение задания 3 минуты. Задание понятно? Приступайте.
Инструкция: Перед вами поле, сюжетные картинки, робот Мышь, программа передвижения робота :
1. Рассмотрите сюжетные картинки.
2. Определите последовательность.
3. Запрограммируйте и запустите робота, используя программу № 1.
4. Разместите сюжетную картинку на месте остановки робота. Составьте предложение по этой картинке.
5. Повторите действия инструкции под № 3,4, используя программу № 2,3,4. У вас получится рассказ из четырёх предложений.
6. Продемонстрируйте результат.
! Не забудьте перед каждым программированием очистить память робота, нажав желтую кнопку (в инструкцию вставить обозначения кнопок пульта)
Работа с залом.
Пока фокус-группы работают, мы продолжим наше общение на тему «Ямал – мой край родной».
Слайд 6
Перед вами поле с картинками по теме «Ямал». Рассмотрите картинки. Составьте цепочку слов. Первое слово - Пякупур, определите последний звук в слове Пякупур. Найдите картинку, которая обозначает промысел коренных народов Севера и название которой начинается с этого звука. (рыболовство) Верно. Продолжим цепочку слов. Следующее слово?
(округ). Дальше? (губернатор). Хорошо, продолжаем (рыба, наш округ богат рыбой). Любят жители варенье из местной ягоды (морошка наоборот). Следующее слово - мужественное название посёлка на Ямале (Мужи). Хорошо. Продолжаем. (629602 - индекс, (Салехард). Мы составили программу. Применяя её, составьте слово, используя первый звук каждой картинки. И мы получили слово…ПРОГРАММИСТ – одна из самых востребованных современных профессий. Выполняя такие задания на занятиях, мы решаем задачи ранней профориентации детей.
Здорово! Вернёмся к нашим фокус группам, которые работали как настоящие программисты.
Работа с фокус –группами.
Вижу, что фокус-группы готовы. Я приглашаю группу, которая программировала робота Ботли. Напомните, пожалуйста, задание, которое было у вас.
Команда робота Мыши, вам слово.
Коллеги, у вас получились интересные рассказы.
Здорово, вы сегодня настоящие программисты.
Как вы считаете, чем помогает применение элементов программирования, на занятиях по развитию речи? Где ещё мы можем использовать
Мы с вами знаем, что составление рассказа - самый сложный вид работы в развитии речи детей (как логопатов так и с нормальной речью, мои помощники - Мини – боты. Игры с ними интересны детям - это прекрасный способ сделать процесс обучения ребенка увлекательным и эффективным. В своей работе я использую Мини – боты не только при развитии связной речи, но и при автоматизации звуков, развитии словарного запаса, обучении грамоте.
Слайд 7
ФОТО заданий (поля)
Это позволяет добиться положительной динамики в коррекционной работе. (на экране диагностика)
Мониторинг за последние… показывает, что повысился уровень речевого развития детей по всем направлениям.
Слайд 8
Над развитием речи работают все педагоги и поэтому, уверена, что данный материал будет полезен всем присутствующим.
Я благодарю вас за внимание и плодотворную работу. Конкурсантам желаю удачи!