Харченко Светлана Николаевна
Мастер-класс «Использование синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства учителей-логопедов.
Задачи: дать представление о понятии «синквейн», о его значении в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет; обучить педагогов составлению и применению данного приёма.
Оборудование: использование КТ, ручки и листы бумаги.
План провидения мастер-класса
1. Теоретическая часть:
Слайд №2
Что такое синквейн?
Публикация «Мастер-класс „Использование синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Слайд №3
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Слайд №4
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – три – пять слов;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания). Отвечает на вопросы кто? или что?
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы - какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы - что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза из трёх – пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
Ну и в завершении пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Слайд №5
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь)
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»; знакомство со схемами этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом)
Слайд №6
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение, и активизация словаря представлены на этом слайде.
Слайд №7
Вот так выглядят схемы слов, для составления синквейна.
Слайд №8
II этап – основной (январь – май)
Цель: знакомство и изучение символов-картинок; формирование умения составлять синквейн с помощью этих символов-картинок по лексическим темам (с помощью педагога)
На слайде Вы видите символы-картинки, которые помогают не читающим дошкольникам, составить синквейн.
Планирую собрать «Копилку синквейнов по лексическим темам».
Слайд №9
Таким образом, прием составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только на развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.
Слайд №10
2. Практическая часть:
Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретном примере.
Гостям предлагается составить синквейн со словом логопед. Все составленные стихотворения зачитываются.
Слайд 11
А вот, что получилось у меня:
1. Логопед
2. Творческий, инициативный
3. Обучает, помогает, ставит звуки
4. Логопед изучает и внедряет технологии
5. Педагог
На этом мой мастер-класс заканчивается.
Желаю творческих успехов!