Светлана Селезнева
Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»
СЛАЙД 1
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
СЛАЙД2
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в ДОУ“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом.
Мнемотехника и является такой программой.
СЛАЙД 3
Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется)
СЛАЙД 4
для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка
СЛАЙД 5
-Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
СЛАЙД 6
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-Развивать связную речь.
-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
-Обучать детей правильному звукопроизношению.
-Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
СЛАЙД 7
мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
А сейчас, уважаемая фокус-группа, вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, имея перед глазами такие карточки-символы, попробуем запомнить стихотворение
Итак,послушайте стихотворение.
СЛАЙД 8
А теперь вы видите мнемотаблицу.
СЛАЙД 9
Предлагаю прочитать еще раз это стихотворение, только уже с использованием карточек- подсказок.
Читаю стихотворение и показываю на картинки (одновременно) вместе с фокус-группой.
Далее фокус-группа читает стихотворение по схеме самостоятельно без опоры на текст.
А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам самостоятельно составить мнемотаблицу. Для этого перед вами текст стихотворения, лист бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Подумайте, что можно нарисовать к каждой строчке? Итак, приступаем.
Работа с залом
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.
Сейчас, уважаемые коллеги, я вам предлагаю прочитать пословицы с помощью таких мнемотаблиц.
СЛАЙД 10 – 25
Уважаемая, фокус-группа, я вижу наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Вывешиваем лист со схемой на доску.
Я попрошу вас прочитать сначала текст стихотворения.
СЛАЙД 26
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин
А теперь,глядя на свою мнемотаблицу,прочтите стихотворение без опоры на текст. (фокус-группа читает)
Вам понравилось?
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
развитие связной речи
СЛАЙД 27
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.