МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»

Светлана Селезнева
Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»

СЛАЙД 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

СЛАЙД2

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в ДОУ“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом.

Мнемотехника и является такой программой.

СЛАЙД 3

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется)

СЛАЙД 4

для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка

СЛАЙД 5

-Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

СЛАЙД 6

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

-Развивать связную речь.

-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

-Обучать детей правильному звукопроизношению.

-Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

СЛАЙД 7

мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

А сейчас, уважаемая фокус-группа, вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, имея перед глазами такие карточки-символы, попробуем запомнить стихотворение

Итак,послушайте стихотворение.

СЛАЙД 8

А теперь вы видите мнемотаблицу.

СЛАЙД 9

Предлагаю прочитать еще раз это стихотворение, только уже с использованием карточек- подсказок.

Читаю стихотворение и показываю на картинки (одновременно) вместе с фокус-группой.

Далее фокус-группа читает стихотворение по схеме самостоятельно без опоры на текст.

А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам самостоятельно составить мнемотаблицу. Для этого перед вами текст стихотворения, лист бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Подумайте, что можно нарисовать к каждой строчке? Итак, приступаем.

Работа с залом

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

Сейчас, уважаемые коллеги, я вам предлагаю прочитать пословицы с помощью таких мнемотаблиц.

СЛАЙД 10 – 25

Уважаемая, фокус-группа, я вижу наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Вывешиваем лист со схемой на доску.

Я попрошу вас прочитать сначала текст стихотворения.

СЛАЙД 26

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин

А теперь,глядя на свою мнемотаблицу,прочтите стихотворение без опоры на текст. (фокус-группа читает)

Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления

развитие связной речи

СЛАЙД 27

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»
Опубликовано: 14 октября 2024 в 21:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Селезнева (УИ 604294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД