Наталья Блинова
Мастер-класс «Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом работы по использованию методики «синквейн». Сравнительно недавно педагоги стали применять «синквейн» для активизации познавательной деятельности и как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дошкольники не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Давайте рассмотрим - что такое синквейн? Слайд 2
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», и означает «стихотворение из пяти строк», в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач»
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
А теперь немного истории. Слайд 3.
Дидактический синквейн появился в 20 веке в США. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хайку и Танка. В России синквейн начал применяться с 1993 года.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Какие же задачи реализует синквейн? Слайд 4.
способствует обогащению и активизации словаря, процессу усвоения понятий и их содержания;
учит анализировать, обобщать, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;
развивает творчество, память, внимание, мышление;
Совершенствует умение высказывать свое отношение к чему- либо.
Слайд 5. Правила составления синквейна : схема похожа на елочку
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Четких правил в составлении синквейна не существует.
Можно ли учить составлению синквейна детей, которые не умеют читать?
Слайд 6. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление «синквейна» с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Также с помощью данного метода можно составлять загадки.
Теперь о своем личном опыте. В моей группе не все дети умеют читать, старший возраст. Поэтому я изготовила стенд, с помощью которого дети сами могут составить синквейн по картинке, используя условные обозначения. Слайд 7.
Для составления синквейна можно использовать лексические темы, изучаемые по плану. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Предлагаю вам попробовать составить синквейн к слову заяц самостоятельно. Слайд 8.
В заключении прошу вас с помощью метода синквейна оценить мой мастер-класс. Слайд 9
Познавтательный интересный
Развивает огорчил не заинтересовал запутал
Мне не понравился мастер-класс
Опыт