Гульсина Багаутдинова
Мастер-класс для педагогов «Использование метода моделирования при заучивании стихов»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода моделирования при заучивании стихов.
Цель: Распространение опыта работы по использованию приемов моделирования при заучивании стихов.
Задачи:
1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство.
2. Формировать у воспитателя уверенность в себе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование метода моделирования при заучивании стихов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
3. Развивать умение самостоятельно составлять опорные схемы при заучивании стихов.
План проведения:
1. Краткое обоснование основных идей метода моделирования.
2. Описание системы занятий при использовании метода моделирования.
3. Самостоятельная работа слушателей по составлению моделей к стихотворению.
4. Рефлексия.
Ход мастер – класса
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Багаутдинова Гульсина Талгатовна, учитель – логопед, проведу мастер класс по теме: «Использование метода моделирования при заучивании стихов».
(слайд 2)
В задачи педагога входит не только знакомство ребенка с окружающим миром, но и обучение способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Для решения этих задач большое место отводится активным методам обучения, одним из которых является моделирование.
(слайд 3)
Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы….). А в последующие годы – учебные модели в школе чертежи, знаки, схемы и др.
(слайд 4)
Ушинский говорил: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Использование приемов моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания. Пользуясь приемом моделирования, осознаешь вспомогательную роль изображений для удерживания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Поверьте, это очень интересно!
Существует несколько методов знакомства с моделью или картинно-графической схемой стихотворения. Я предлагаю вашему вниманию первый метод.
Первый метод: (слайд 5)
Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые. Демонстрируются схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети договаривают за педагогом окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком.
Второй метод: (слайд 6)
Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть. Проводится беседа, о чем может быть стихотворение. Затем педагог выразительно воспроизводит стихотворение. Заучивание осуществляется по описанной выше методике.
Третий метод: (слайд 7)
При использовании третьего метода детям предлагаются картинки в произвольном порядке. Педагог выразительно читает стихотворение, и просит собрать картинки последовательно. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем проводится беседа по содержанию и заучивание стихотворения по рассмотренной методике.
Если начать эту работу со средней группы, то четвертым методом вы легко будете пользоваться в подготовительной группе.
Четвертый метод: (слайд 8)
Педагог знакомит детей с текстом стихотворения. Затем во время воспроизведения стихотворения педагогом дети подбирают или зарисовывают элементы картинно-графической схемы. Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом. Дети быстро и без особых усилий запоминают стихотворный текст и рассказывают его с опорой на картинки — иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, то тем самым обеспечивается осмысленность чтения, тренировка памяти и развитие речи.
Я хочу остановиться более подробно на использовании моделей при заучивании стихов. Давайте разберем алгоритм заучивания стихотворения.
Возьмем, к примеру стихотворение «Белка – шалунишка» (читаю стихотворение) (слайд 9)
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю — прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок —
Подсушись, боровичок!
(слайд 10)
Вспомним этапы работы над стихотворением
1. Воспитатель читает стихотворение.
2. Проводится беседа по содержанию стихотворения (о чем стихотворение).
3. Предлагается модельная схема для лучшего запоминания или составляется вместе с детьми. (Если дети маленькие, то даются рисунки или взрослый сам составляет схему, если дети старшего возраста, то модельная схема составляется вместе с детьми).
Чтобы быстрее запомнить стихотворение, необходимо составить схему на каждую или почти каждую строку стихотворения. Мы с вами сейчас разберем одну строчку стихотворения. Скачет белка – шалунишка… .Как мы можем графически изобразить слово скачет, предлагайте свои варианты. Из нескольких вариантов выбираем один. Предлагайте, как изобразим выражение белка – шалунишка? Выбираем вариант. Теперь зарисуем всю строчку. Посмотрите, у нас получилась схема. Теперь следующая строчка
Рвет с еловых веток шишки (разбираем так же все стихотворение). Посмотрите, у нас получилась модель или схема с помощью, которой мы с вами сможем воспроизвести стихотворение.
Хочу предложить Вам с помощью схемы прочесть стихотворение наизусть. Читаем стихотворение с воспитателями. Будем сравнивать!
А сейчас, я приглашаю 6 участников для подгрупповой работы. Вы разделитесь на две подгруппы. Коллег из зала также приглашаю поучаствовать в выполнении заданий.
Первая подгруппа составляет модель – схему к стихотворению «Почему медведь спит зимой,
а вторая подгруппа составляет модель – схему к стихотворению «Дед Мороз прислал нам елку…»
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках — снежок!
Почему медведь спит зимой?
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!
У вас есть 5 минут на творческую работу, а пока вы выполняете задание, мы поработаем с залом.
Я вам предлагаю смоделировать загадки. (слайд 12) Сначала используем готовую зашифрованную схему. Расшифровав схему, мы отгадаем загадку (Без окон, без дверей полна горница людей).
С этим заданием справились, теперь следующее, вы сами зашифруете загадки и изобразите их в виде схем. (слайд 13).
Кто из вас готов продемонстрировать нам свою схему?
А теперь, предлагаю вам загадки, изображенные при помощи схем, а вы постарайтесь их отгадать (слайд 14).
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, а когда вставать.
Много рук, а нога одна.
Я думаю, что наша творческая группа уже закончила выполнение работы, и мы готовы вас выслушать.
Я думаю, что участники творческой группы справились с выполнением задания и их схемы были интересными и понятными для детей.
В своей практике я и воспитатели нашей группы широко используем метод моделирования при заучивании стихов, текстов песен. В заключении хотелось бы отметить, что такие «заучивания» стихов могут стать «изюминкой» языкового занятия на любую тему. Остается только правильно подобрать стихотворное произведение и верно использовать его на занятии. Этот вид работы, во-первых, поднимает настроение, во-вторых, помогает активизировать дыхание, в-третьих, способствует развитию речи, творческой деятельности и внимания. А если еще подключаются движения, то активизируется и общая моторика, мелкая моторика рук, а также вырабатывается ловкость. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. И, наконец, работа — заучивание текстов превращается в игру.
Рефлексия.
Уважаемые слушатели, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо». Если вам понравилась наша работа, вам было все понятно и все удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзину положите улыбающееся личико. А если у вас возникли затруднения или вам что – то не понравилось, то выберите грустное личико.
Я благодарю участников моего мастер-класса, дарю вам памятки схемы - моделей по заучиванию стихов с детьми дошкольного возраста.
Творческих вам успехов!