Жанна Плешкова
Мастер-класс «Использование кинезиологических мячиков и мешочков в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Мишель де Монтень
Речь это согласованная деятельность многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки расположена близко с речевой моторной зоной. Влияние мелкой моторики и движений на функции высшей нервной деятельности и развитие речи очень высоко. Направление коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, должно идти от движения к мышлению, а не наоборот.
Публикация «Мастер-класс „Использование кинезиологических мячиков и мешочков в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2024
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Основная цель кинезиологии, это развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Невозможно переоценить роль кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, поскольку они:
• Активизируют работу стволовых отделов и повышают энергитизацию организма (снижают утомляемость и повышают работоспособность)
• Активизируют межполушарное взаимодействие
• Повышают способность к произвольному контролю, саморегуляцию
• Активизируют познавательные и интеллектуальные процессы
• Развивают зрительнло-моторную координацию
• Развивают пространственные представления
• Развивают мелкую и крупную моторику
• Развивают общую координацию
• Повышают уровень коммуникации, уверенность в себе
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Использование в работе кинезиологических мешочков и мячиков способствует развитию у детей:
Баланса и организации в пространстве
Пониманию симметричности своих движений
Выстраиванию средней линии (пересечение которой является предпосылкой для чтения и письма)
Удерживания равновесия
Общей физической подготовки (ловкость, выносливость)
Согласованности движений рук и ног
Умению слушать и слышать, подстраиваться и синхронизироваться
Контактировать через невербальные средства
Ритмизации, способствующей расслаблению и стабилизации эмоционального состояния
Восприятию цвета, формы, массы, размера
Чувству ритма и времени
Умению совершенствовать ритмические движения и серии последовательных движений
Проприоцептивную осведомленность (пространство вокруг и схема теля)
Устойчивости внимания
Зрительную аккомодацию (перефокусировка взгляда близко-далеко)
Визуальной, аудиальной, кинестетической, тактильной, вестибулярной согласованности (ритмическая интеграция всех модальностей через ощущения)
Координацию газ-рука-тело (стабилизация вертикального положения)
Двустороннюю интеграцию для зрения и слуха
Применение данной методики рекомендуют начинать с базовых упражнений с мешочками. Работа может проводиться индивидуально, парно, в группах.
Существует Золотое правило (основа всех упражнений):
1) Ритм (не торопимся, громкий хлопок, руки пересекают среднюю линию)
2) Опора на слуховой компонент
3) Молча (все объяснения невербальные)
Упражнения с мешочками учат базовым приемам, процедуре и ритму, лежащему в основе методики. Мешочки учат руки быть мягкими, дают ловкость.
Некоторые базовые упражнения с мешочками:
Квадрат
Квадрат-шаг
Овал
Овал-шаг
Два цвета
Два цвета-шаг.
Прямоугольник
Вес и др.
Очень важно не начинать упражнения с мячиками, пока дети не освоят базовые принципы, процедуру на мешочках. Только после этого можно переходить к упражнениям с мячиками:
Двойной отскок
2 руки, 1 мяч
1 рука, 1 мяч
Треугольник
2 мяча «Хоп»
Прямоугольник
Восьмерка
Диагональ
Стена-пол
Стена-пол-хлопок
Стена-пол-поворот и др.
Далее уже можно переходить к упражнениям, при которых используются и мешочки и мячики.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. Это позволяет значительно повысить уровень коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.