Мария Гаврикова
Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР (задержкой психического развития и ЗИР (задержкой интеллектуального развития).
Группа: средняя для детей с ЗПР.
Время реализации: 40 минут.
Форма мастер-класса : открытое занятие.
Цель: познакомить учителей-логопедов, дефектологов с новыми подходами в работе с песком на логопедических занятиях с детьми с ЗПР и ЗИР посредством открытого занятия, совершенствовать речевые навыки детей.
Публикация «Мастер-класс „Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Игры с песком
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Задачи:
Образовательные: активизация речевого высказывания, запоминание и пересказ сказки «Репка», обогащение словарного запаса, автоматизация звука [д] в слогах, обучение простым приемам драматизации;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, воспитывать интерес к работе на песочном столе;
Развивающие : развивать речевое дыхание, сильный ротовой выдох, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, артикуляционные мышцы, интонационную выразительность речи, слоговую структуру.
Оборудование: смарт - доска (для презентации, песочный стол с подсветкой, песочница, резиновые фигурки персонажей сказки, трубочки, картинки Жучки, награда для детей, теремок (за которым будут прятаться персонажи).
Ход мастер-класса
Вводная часть (теоретическая)
Здравствуйте уважаемые коллеги. Как вы догадались, сейчас я наглядно Вам продемонстрирую свой опыт включения элементов песочной терапии в обычное занятие по развитию речи. Но сначала давайте освежим в памяти, все, что мы знаем о песочной терапии. (слайд 1).
Итак, песочная терапия – особый метод психотерапии, используемый для снятия внутреннего напряжения, отличающийся простотой манипуляций и активизацией фантазии. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песком можно увлечь абсолютно любого малыша, независимо от его особенностей психики и интеллекта. (слайд 2, 3)
Таким образом, перенос традиционных логопедических занятий в «песочницу» дает больший образовательный и воспитательный эффект, и решает расширенный спектр задач. (слайд 4).
Сейчас я вам продемонстрирую занятие по развитию речи по простой и известной сказке «Репка», а вы сами увидите, как песочный стол с подсветкой и обычный песок сделают его увлекательным. Дополнительные комментарии по ходу занятия вы увидите на слайдах на доске. (слайд 5, 6)
Основная часть (практическая)
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие:
Логопед: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в песочную страну в интересное путешествие. Но сначала давайте я вам расскажу правила поведения в этой стране. (слайд 7).
Правила поведения в песочной стране (ритуал входа) :
Вы послушайте, ребята, что хочу вам рассказать,
Эти правила простые нужно будет выполнять:
Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!
Чтобы не болел живот, не бери песочек в рот,
Из песочницы песок не выбрасывай, дружок
Аккуратно с ним играй, а рассыпал – собирай.
Логопед: ребята, а теперь подойдите к песочнице, выберете себе места. Смотрите, здесь есть клад. (слайд 8).
1. Игра «Найди клад»
Цель: развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, сюрпризный момент.
Инструкция: Давайте представим, что мы сыщики, возьмем эти лопатки и раскопаем клад. Что это? (в песке дети находят фигурку репки)
Логопед: что мы раскопали? – Репку. Правильно, ребята, и это значит, что сегодня мы с вами окунемся в песочную сказочную страну, чтобы вспомнить сказку Репка от начала до конца. А для этого нам нужно отправиться в огород.
Основная часть
Логопед: А вот и наша репка (ставим репку в центр стола). Ребята, кто посадил ее? – Дед.
Логопед: Давайте позовем его «Дед, иди»! Ребята, а дед спит, выходить не хочет. (слайд 9)
2. Потешка на автоматизацию звука [д] «Дед»
Цель: автоматизация звука [д] в слогах, развитие темпо-ритма, координация речи и движения.
Инструкция: Давайте разбудим деда нашей громкой потешкой и стуком кулачков. Слоги будем вместе повторять и отстукивать ритм кулачками, а на слова разгибаем и загибаем пальцы рук.
Да – да – да – да – есть у деда борода.
Де – де – де – де – и сединки в бороде.
Ду – ду – ду – ду – сбреем деду бороду.
Ды – ды – ды – ды – нет у деда бороды.
Логопед: вышел к нам дед, испугался, что бороду ему сбреем. (Появляется из теремка фигурка деда). Давайте поздороваемся с ним. Поможем деду репку посадить (сажаем репку в песок, закапываем, поливаем. (Пересказ части сказки).
Логопед: Ребята, кого позвал дед на помощь? - Бабку. Давайте позовем ее «Бабка, иди». Бабка не выходит, хочет проверить, насколько крепкие у нас ручки, чтобы помогать репку тянуть. (слайд 10, 11).
3. Пальчиковая игра на песке «Крепкие ручки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильно-кинестетических ощущений, регуляция мышечного тонуса.
Инструкция: Ребята, давайте покажем Бабке, какие ловкие у нас руки и пальчики
• Зайка бежит (пальчики двигаются) медленно/ ускоряясь).
• Змейка (указательным и среднем пальцем рисуем волнистую дорожку).
• Фонтанчик (в кулак набираем песок и плавно ссыпаем, сопровождая звуком [с]).
Логопед: Молодцы, бабка оценила силу ваших рук и вышла к нам. (появляется фигурка бабки). Давайте поздороваемся с ней. А кого позвала бабка? - Внучку. Давайте позовем ее «Внучка, иди». (появляется фигурка внучки). Давайте поздороваемся с ней. (повторяем сказку) Кого позвала внучка? – Жучку. Давайте звать жучку «Жучка, иди». Не выходит Жучка, она пропала. Придется нам сделать ее самим. (раздает детям рисунки жучки с отверстием). (слайд 12).
4. Игра «Жучка из песка».
Цель: развитие дифференцированных движений пальцев рук, внимания, мышления
Инструкция: Насыпьте в фигурку песок. Наполните ее песком.
Логопед: Молодцы! Вот и появилась Жучка! Давайте с ней поздороваемся. Кого Жучка позвала на помощь? – Кошку. Давайте ее позовем «Кошка, иди»! Ребята, а кошка не хочет выходить. Она умывается. Что кошка использует, чтобы умываться? – Язык. (слайд 13)
5. Артикуляционная гимнастика с использованием рук и песка.
Цель: развитие мышц артикуляции, межполушарного взаимодействия.
Инструкция: Давайте разомнем наш язычок, может, к тому времени, кошка к нам выйдет. Движения делаем языком, а руками помогаем.
• Часики (двумя пальцами дублируем движения вверх - вниз).
• Качели (влево - вправо дублируем движения языка одним пальцем).
• Заборчик / трубочка. (руки разводим в стороны и соединяем).
Логопед: Молодцы, ребята! А вот и кошка вышла. Давайте поздороваемся с ней. Кого кошка позвала на помощь? – Мышку. Давайте позовем ее «Мышка, иди». Мышка не хочет выходить, потому что в песочной стране у нее нет домика. А как называется домик у мышки? – Норка. (слайд 14).
6. Дыхательная гимнастика с использованием трубочек «Делаем норку»
Цель: развитие диафрагмального правильного дыхания, варьирование воздушной струи по силе.
Инструкция: Ребята, давайте сделаем мышке красивую норку с помощью трубочек. Подуем трубочками на песок так, чтобы появились «норки».
Логопед: Молодцы ребята! Мышке понравились ваши норки, и она решила выйти. Давайте поздороваемся с ней. (Пересказ сказки)
Логопед: Ура, мы вытянули репку! Вы такие молодцы! Дед и его семья говорит Вам «спасибо» и дарит вот такой урожай с их огорода (яблоки).
Итог занятия :
Логопед: вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, у какой сказки мы были в гостях? А что мы делали сегодня? (копали норки, разминали пальчики и язычок, играли с песком). Нам пора прощаться со сказочной песочной страной и возвращаться в садик. А для этого нам нужно отряхнуть наши ладошки. (слайд 15).
Ритуал-завершение «Мы песочек отряхнем»
Мы с песочком поиграли (ладони вверх и вниз,
Наши пальчики устали (кулаки сжимаем и разжимаем,
Мы песочек отряхнем (отряхиваем песок с рук,
Ручки наши мы потрем (трем руки).
Итоговая часть (ответы на вопросы)
Итак, я Вам наглядно продемонстрировала, какие логопедические задачи я решила посредством игры с песком. А именно: развитие диафрагмального дыхания, регуляция мышечного тонуса, развитие мышц артикуляции, автоматизация звуков, формирование слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя и связной речи! И таких игр может быть целое множество. Все зависит от нашей с вами педагогической фантазии! Как говорил Л. Н. Толстой «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Удачи!
Литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. : СПБ «Речь», 2010. – 69 с. ;
2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. : СПБ «Речь», 2006. – 208 с. ;
3. Сакович Н. А. Игры в сказкотерапии / Н. А. Сакович. : СПБ «Речь», 2006. – 176 с. ;
4. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. : Москва «Сфера», 2018. – 64 с. ;