Получи документы

Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР»

Мария Гаврикова
Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР (задержкой психического развития и ЗИР (задержкой интеллектуального развития).

Группа: средняя для детей с ЗПР.

Время реализации: 40 минут.

Форма мастер-класса : открытое занятие.

Цель: познакомить учителей-логопедов, дефектологов с новыми подходами в работе с песком на логопедических занятиях с детьми с ЗПР и ЗИР посредством открытого занятия, совершенствовать речевые навыки детей.

Публикация «Мастер-класс „Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные: активизация речевого высказывания, запоминание и пересказ сказки «Репка», обогащение словарного запаса, автоматизация звука [д] в слогах, обучение простым приемам драматизации;

Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, воспитывать интерес к работе на песочном столе;

Развивающие : развивать речевое дыхание, сильный ротовой выдох, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, артикуляционные мышцы, интонационную выразительность речи, слоговую структуру.

Оборудование: смарт - доска (для презентации, песочный стол с подсветкой, песочница, резиновые фигурки персонажей сказки, трубочки, картинки Жучки, награда для детей, теремок (за которым будут прятаться персонажи).

Ход мастер-класса

Вводная часть (теоретическая)

Здравствуйте уважаемые коллеги. Как вы догадались, сейчас я наглядно Вам продемонстрирую свой опыт включения элементов песочной терапии в обычное занятие по развитию речи. Но сначала давайте освежим в памяти, все, что мы знаем о песочной терапии. (слайд 1).

Итак, песочная терапия – особый метод психотерапии, используемый для снятия внутреннего напряжения, отличающийся простотой манипуляций и активизацией фантазии. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песком можно увлечь абсолютно любого малыша, независимо от его особенностей психики и интеллекта. (слайд 2, 3)

Таким образом, перенос традиционных логопедических занятий в «песочницу» дает больший образовательный и воспитательный эффект, и решает расширенный спектр задач. (слайд 4).

Сейчас я вам продемонстрирую занятие по развитию речи по простой и известной сказке «Репка», а вы сами увидите, как песочный стол с подсветкой и обычный песок сделают его увлекательным. Дополнительные комментарии по ходу занятия вы увидите на слайдах на доске. (слайд 5, 6)

Основная часть (практическая)

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие:

Логопед: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в песочную страну в интересное путешествие. Но сначала давайте я вам расскажу правила поведения в этой стране. (слайд 7).

Правила поведения в песочной стране (ритуал входа) :

Вы послушайте, ребята, что хочу вам рассказать,

Эти правила простые нужно будет выполнять:

Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!

Чтобы не болел живот, не бери песочек в рот,

Из песочницы песок не выбрасывай, дружок

Аккуратно с ним играй, а рассыпал – собирай.

Логопед: ребята, а теперь подойдите к песочнице, выберете себе места. Смотрите, здесь есть клад. (слайд 8).

1. Игра «Найди клад»

Цель: развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, сюрпризный момент.

Инструкция: Давайте представим, что мы сыщики, возьмем эти лопатки и раскопаем клад. Что это? песке дети находят фигурку репки)

Логопед: что мы раскопали? – Репку. Правильно, ребята, и это значит, что сегодня мы с вами окунемся в песочную сказочную страну, чтобы вспомнить сказку Репка от начала до конца. А для этого нам нужно отправиться в огород.

Основная часть

Логопед: А вот и наша репка (ставим репку в центр стола). Ребята, кто посадил ее? – Дед.

Логопед: Давайте позовем его «Дед, иди»! Ребята, а дед спит, выходить не хочет. (слайд 9)

2. Потешка на автоматизацию звука [д] «Дед»

Цель: автоматизация звука [д] в слогах, развитие темпо-ритма, координация речи и движения.

Инструкция: Давайте разбудим деда нашей громкой потешкой и стуком кулачков. Слоги будем вместе повторять и отстукивать ритм кулачками, а на слова разгибаем и загибаем пальцы рук.

Да – да – да – да – есть у деда борода.

Де – де – де – де – и сединки в бороде.

Ду – ду – ду – ду – сбреем деду бороду.

Ды – ды – ды – ды – нет у деда бороды.

Логопед: вышел к нам дед, испугался, что бороду ему сбреем. (Появляется из теремка фигурка деда). Давайте поздороваемся с ним. Поможем деду репку посадить (сажаем репку в песок, закапываем, поливаем. (Пересказ части сказки).

Логопед: Ребята, кого позвал дед на помощь? - Бабку. Давайте позовем ее «Бабка, иди». Бабка не выходит, хочет проверить, насколько крепкие у нас ручки, чтобы помогать репку тянуть. (слайд 10, 11).

3. Пальчиковая игра на песке «Крепкие ручки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильно-кинестетических ощущений, регуляция мышечного тонуса.

Инструкция: Ребята, давайте покажем Бабке, какие ловкие у нас руки и пальчики

• Зайка бежит (пальчики двигаются) медленно/ ускоряясь).

• Змейка (указательным и среднем пальцем рисуем волнистую дорожку).

• Фонтанчик (в кулак набираем песок и плавно ссыпаем, сопровождая звуком [с]).

Логопед: Молодцы, бабка оценила силу ваших рук и вышла к нам. (появляется фигурка бабки). Давайте поздороваемся с ней. А кого позвала бабка? - Внучку. Давайте позовем ее «Внучка, иди». (появляется фигурка внучки). Давайте поздороваемся с ней. (повторяем сказку) Кого позвала внучка? – Жучку. Давайте звать жучку «Жучка, иди». Не выходит Жучка, она пропала. Придется нам сделать ее самим. (раздает детям рисунки жучки с отверстием). (слайд 12).

4. Игра «Жучка из песка».

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев рук, внимания, мышления

Инструкция: Насыпьте в фигурку песок. Наполните ее песком.

Логопед: Молодцы! Вот и появилась Жучка! Давайте с ней поздороваемся. Кого Жучка позвала на помощь? – Кошку. Давайте ее позовем «Кошка, иди»! Ребята, а кошка не хочет выходить. Она умывается. Что кошка использует, чтобы умываться? – Язык. (слайд 13)

5. Артикуляционная гимнастика с использованием рук и песка.

Цель: развитие мышц артикуляции, межполушарного взаимодействия.

Инструкция: Давайте разомнем наш язычок, может, к тому времени, кошка к нам выйдет. Движения делаем языком, а руками помогаем.

• Часики (двумя пальцами дублируем движения вверх - вниз).

• Качели (влево - вправо дублируем движения языка одним пальцем).

• Заборчик / трубочка. (руки разводим в стороны и соединяем).

Логопед: Молодцы, ребята! А вот и кошка вышла. Давайте поздороваемся с ней. Кого кошка позвала на помощь? – Мышку. Давайте позовем ее «Мышка, иди». Мышка не хочет выходить, потому что в песочной стране у нее нет домика. А как называется домик у мышки? – Норка. (слайд 14).

6. Дыхательная гимнастика с использованием трубочек «Делаем норку»

Цель: развитие диафрагмального правильного дыхания, варьирование воздушной струи по силе.

Инструкция: Ребята, давайте сделаем мышке красивую норку с помощью трубочек. Подуем трубочками на песок так, чтобы появились «норки».

Логопед: Молодцы ребята! Мышке понравились ваши норки, и она решила выйти. Давайте поздороваемся с ней. (Пересказ сказки)

Логопед: Ура, мы вытянули репку! Вы такие молодцы! Дед и его семья говорит Вам «спасибо» и дарит вот такой урожай с их огорода (яблоки).

Итог занятия :

Логопед: вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, у какой сказки мы были в гостях? А что мы делали сегодня? (копали норки, разминали пальчики и язычок, играли с песком). Нам пора прощаться со сказочной песочной страной и возвращаться в садик. А для этого нам нужно отряхнуть наши ладошки. (слайд 15).

Ритуал-завершение «Мы песочек отряхнем»

Мы с песочком поиграли (ладони вверх и вниз,

Наши пальчики устали (кулаки сжимаем и разжимаем,

Мы песочек отряхнем (отряхиваем песок с рук,

Ручки наши мы потрем (трем руки).

Итоговая часть (ответы на вопросы)

Итак, я Вам наглядно продемонстрировала, какие логопедические задачи я решила посредством игры с песком. А именно: развитие диафрагмального дыхания, регуляция мышечного тонуса, развитие мышц артикуляции, автоматизация звуков, формирование слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя и связной речи! И таких игр может быть целое множество. Все зависит от нашей с вами педагогической фантазии! Как говорил Л. Н. Толстой «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Удачи!

Литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. : СПБ «Речь», 2010. – 69 с. ;

2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. : СПБ «Речь», 2006. – 208 с. ;

3. Сакович Н. А. Игры в сказкотерапии / Н. А. Сакович. : СПБ «Речь», 2006. – 176 с. ;

4. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. : Москва «Сфера», 2018. – 64 с. ;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ О ГРИБАХ" Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Загадки о грибах". Угадывание загадок о грибах.

Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе За последние десятки лет в логопедии накоплено большое количество различных методик, научных трудов, статей по коррекционно-развивающей.

Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5–6 лет Консультация для воспитателей на тему: «Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи.

Мастер-класс «Игры с песком с детьми раннего возраста» Мастер – класс «Игры с песком с детьми раннего возраста» Подготовила: Коновалова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ «Центр развития.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» ВЕДЕНИЕ Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать.

Мастер-класс «Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях» «Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду» «Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной.

Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях» Подготовила: музыкальный руководитель Манаенкова Лариса Александровна Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности музыкальных.

Практическое использование методики работы со сказкой В. А. Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей Как В. А. Сухомлинский работал со сказкой. (сл. № 5) После 10 лет педагогической работы Василий Александрович был назначен директором.

Презентация «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи и обучению грамоте» Методическая разработка. " Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи и обучению грамоте". Использование.

Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет Песочная терапия Введение Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 07:26
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гаврикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД