Манаенкова Лариса
Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: музыкальный руководитель Манаенкова Лариса Александровна
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Продолжительность мастер- класса : 10 мин.
Оборудование: шумовые инструменты (колокольчики, трещётки,
Публикация «Мастер-класс „Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
самодельные шумовые инструменты (шумящие коробочки, карандаши, палочки, листы бумаги, тёрка, связки ключей)
Ход мастер – класса.
1 часть
На сегодняшний день для всех понятно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок дол-жен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно.
Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия.
Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования.
2 часть
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Одни звуки мелодичные, другие – похожие на шум, т. е. музыкальные и немузыкальные.
Давайте все вместе похлопаем в ладоши.
И что же у нас получилось?
- Хлопки!
Ведущий.
Хлопки — это звук, который прячется у нас в ладошках. А теперь давайте встанем и помаршируем. Раз, два, три! Вы что-нибудь услышали? (Топот ног)
Конечно, в полу тоже прячется звук, который мы простучали ногами. А вы любите смеяться? А ведь смех — тоже звук. И у каждого смеха свой звук.
А давайте поиграем. У меня есть платочек. Я его подбрасываю, а пока он летит, вы смейтесь (смехотерапия).
Ведущий.
А где еще может прятаться звук? А я сейчас поищу.
Достаю бумажные стаканчики, палочки, колокольчики, трещотки и т. д.
Мы попали с вами в царство “Сказочные звуки”. Здесь живут волшебные инструменты. Они нам помогут сделать музыкальную сказку.
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка).
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!» (кастаньеты).
3. Ставни черные дрожали, и окошки дребезжали (звенит колокольчик).
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька).
Сказка – шумелка.
Шёл по царству медведь. Барабаны.
Захотелось ему медку. Вдруг видит он улей, полный мёда.
А пчёлы в нём так и жужжат. Расчёски, карандаши.
«Авось, не покусают», – подумал медведь и полез в улей.
Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить. Расчёски, карандаши.
Завыл медведь, застонал. Голос.
И побежал по лесу. Барабаны.
Вскарабкался на самый толстый сук и начал пилить. Тёрка.
Летела мимо птичка-синичка: «Не пили, медведь ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь». Свирели, колокольчики.
«Без тебя обойдусь!», – говорит медведь, а сам дальше пилит. Тёрка
Скакала по ветвям белочка: Бубенчики, ксилофон.
«Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!»
«Скачи своей дорогой!», – говорит медведь, а сам дальше пилит. Тёрка
Пробежала мимо лисичка: Колокольчики, связка ключей
«Не пили, медведь, лисят напугаешь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит. Тёрка.
Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадёт медведь!»
Сук обломился. Сжатый стаканчик.
Медведь рухнул. Барабаны.
Заплакал медведь, застонал. Голос.
Пожалели звери незадачливого медведя и помогли ему подняться. Наказали ему: “Никогда не пили сук, на котором сидишь!”.
Ведущий.
Послушай музыку вокруг,
Она во всем — в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Все на свете люди знают:
Звуки разные бывают;
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
А откуда берутся такие звуки? Для того, чтобы получилась музыка, нужны музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные, духовые, клавишные, клавишно – духовые.
А если у нас нет ни одного музыкального инструмента, а нам так хочется сыграть ка-кую-нибудь мелодию?
Я вас научу, как можно использовать обычные предметы для создания весёлой музыки.
Исполняется русскую народную мелодию «Жили у бабуси», используя бутылки с водой, крышки от кастрюль, деревянные ложки.
Ведущий.
Ещё я вам покажу, как можно извлечь красивый звук при помощи стеклянных бокалов.
А сейчас мы все вместе исполним «Карандашно – бумажную польку» (муз. Штрауса)
Итог: в умелых руках любой предмет может стать музыкальным и сказочным.