Папки-передвижки

Практическое использование методики работы со сказкой В. А. Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей

Кузьминова Наталья Васильевна
Практическое использование методики работы со сказкой В. А. Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Как В. А. Сухомлинский работал со сказкой. (сл. № 5)

После 10 лет педагогической работы Василий Александрович был назначен директором Павлышской средней школы. (сл. № 6,7)

С первых недель директорской работы он убедился в том, что перед ним останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка. «Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят…» – писал Сухомлинский.

Публикация «Практическое использование методики работы со сказкой В, А, Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей» размещена в разделах

Осенью 1951 г., за 3 недели до занятий, школа взяла на учет 6-летних мальчиков и девочек. С этими ребятами ему предстояло работать 12 лет.

«Школа радости» - так через некоторое время отцы и матери назвали его группу дошкольников. (сл. № 8)

Важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольный и младший школьный возраст.

«От рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста» – так утверждали такие великие педагоги как Л. Толстой и А. Макаренко.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Сухомлинский писал : «Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью. Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Задача школы и родителей — дать каждому ребенку счастье. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье…»

Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель — не только наставник, но и друг, товарищ. Эмоциональные отношения немыслимы, если учитель встречается с учениками только на уроке и дети чувствуют на себе влияние педагога только в классе. А чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.

Школа не должна лишать малышей детских радостей. Наоборот, надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вместе с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый день должен обогащать разум, чувства, волю детей.

Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего, мир природы (сл. № 9) с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Но вместе с тем с каждым годом возрастает роль тех элементов среды, которые связаны с общественными отношениями людей, с трудом.

Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика — без этого нельзя нормально учить.

В. А. Сухомлинский не представлял «обучение без слушания и без создания сказки». Сказка, по его словам, — это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. (сл. № 10)

Сказка неотделима от красоты. (сл. № 11) Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. (10, 154)

Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. (10, 29)

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется с первого взгляда, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете: дедушка и бабушка посадили репку… дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка… но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе – игра творческих сил народного духа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. (10, 154)

Не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Нет, наоборот — облегчит. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов-великанов, Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте,— их мир был бы тесным и неуютным. (10, 154)

Через три месяца после начала работы «Школы радости» была оборудована Комната сказки. С помощью старших школьников создали обстановку, в которой дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Много пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве, о вечерних сумерках, о веселом огоньке в печке. Вот жилище злой Бабы-Яги - сказочная избушка на курьих ножках, окруженная высокими деревьями и пнями, рядом с избушкой - фигурки сказочных персонажей : Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу - хатка дедушки и бабушки, в небе - гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика, героя украинской народной сказки Ивасика-Телесика. В третьем углу - синее море-океан, на берегу которого - ветхое жилище доброго старика и злой старухи… а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу - зимний лес, сугробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, маленькая девочка,- мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами. Из окна избушки выглядывает козлик. А вот большая рукавичка, в которой живет мышка, к ней приходят нежданные гости. Из фанеры сделан большой пенек, на нем куклы – девочка-малютка, серый зайчик, лисичка-сестричка, медведь, волк, козлик, соломенный бычок, Красная Шапочка.

Все это постепенно мы сделали сами. Я вырезал, рисовал, клеил, дети помогали мне. Я придавал очень большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать сказку. Каждая картинка, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в Комнате сказки играло очень большую роль. Когда рассказывалась сказка о Царевне-лягушке, в лесной чаще зажигались маленькие лампочки, в комнате царил зеленый сумрак, хорошо передающий обстановку, в которой развертываются события сказки. (10, 155)

В Комнату сказки я веду детей не часто – раз в неделю, а то и в две недели. Эстетическая потребность никогда не должна удовлетворяться до пресыщения. Там, где есть пресыщение, начинается снобизм, мещанская разочарованность, скука, поиски средств «убить» свободное время. (10, 155)

Каждый раз, когда мы приходим в Комнату сказки, ребятам хочется поиграть. Для всех - и для мальчиков, и для девочек - находится любимая кукла или игрушка. Игра выливается в творчество: малыши становятся сказочными героями, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли и чувства. (10, 156)

Меня не смущало то, что девочки и мальчики играли в куклы несколько лет. Это не какое-то «ребячество», как иногда думают отдельные учителя, а та же сказка, то же одухотворение живого существа, которое пронизывает творческий процесс составления и слушания сказки. В куклах - одухотворенный образ того, кого дети стремятся, говоря словами французского писателя Сент-Экзюпери, приручить. Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконечно дорогое, родное. Я внимательно следил за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и их любимыми куклами. (10, 156)

Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы – перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится. (10, 158)

Детская фантазия в Комнате сказки неистощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом, рождается фантастическое представление, детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком. Учитывая это, я заботился о том, чтобы на глазах у ребят в разных уголках

Комнаты сказки были самые разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Я был озабочен тем, чтобы дети фантазировали, творили, составляли новые сказки. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, - маленький испуганный котенок - детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот маленькая лодка с веслом, рядом с ней лягушка - все само просится в сказку. Пещера с выглядывающим медвежонком, комар и муха - неестественно большие по сравнению с медвежонком (в сказке такое простительно, маленький поросенок и умывальник с мылом – все это не только вызывает у детей улыбку, но и пробуждает фантазию.

Если мне удавалось добиться, того что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить. (10, 157)

У меня записаны сказки, созданные детьми в часы вечерних сумерек. Эти сказки дороги для меня как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у детей. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путаной, а мышление – хаотичным. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения, тем неожиданнее образы, которые создают малыши. В часы вечерних сумерек мои ученики сложили десятки сказок, которые объединены в рукописном сборнике под названием «Сказки вечерних сумерек». (10, 159)

Проблема творчества – один из участков педагогической целины, и чтобы только приступить к ее освоению, нужно создать книгу о педагогическом аспекте творчества. (12, 315)

Важное место в теоретическом наследии Василия Александровича Сухомлинского занимает художественно - этическая трактовка педагогической проблематики.

Специальной работой по педагогической этике является книга «Как воспитать настоящего человека». (сл. № 12) Она построена в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей педагога, обращенных к учителям и ученикам. Ее органичным продолжением стали сказки, легенды, притчи, рассказы, раскрывающие сущность проблем нравственности. Эти художественные миниатюры вошли в «Хрестоматию по этике», (сл. № 13) над которой Василий Александрович трудился многие годы.

«Хрестоматия по этике» органично вписывается в строго продуманную и логично построенную педагогическую систему, созданную В. А. Сухомлинским, является важной ее гранью. Через художественные образы Василий Александрович рас смотрел проблемы формирования у подрастающего поколения морального сознания, нравственных отношений, нравственной деятельности, моральных ценностей, т. е. все стороны нравственно зрелой личности. Весь этот комплекс вопросов воспитания у подрастающего поколения коммунистической нравственности, вобравшей в себя и освоение непреходящих нравственных ценностей человеческого общества, сгруппирован в хрестоматии в восьми разделах. (сл. № 14)

«Красота — радость жизни»

«Человек — это сила духа»

«Человек — высшая ценность»

«Уважение и почитание старших — закон нашей жизни»

«Человек оставляет себя прежде всего в человеке»

«Путешествия к истокам мысли»

«Гармония труда, счастья и долга»

«Развивай в себе чуткость»

Почему «зубной болью сердца» (Гейне) подростков является их охлаждение, часто равнодушие к учебе, а то и просто нежелание учиться? Одна из главнейших причин этого явления – отсутствие или убогость творческого начала в духовной жизни. Подростку уже маловато тех стимулов, которых было достаточно для младшего школьника: выполнение воли и желания дорогого человека, похвалы, поощрения. Подросток стремится выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире. Ему уже не хочется быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он хочет быть творцом. Творческое вдохновение трудом, создающим какие-то духовные ценности, является важнейшим условием полноты его духовной жизни. (12, 316)

Я убедился в существовании одной очень важной, на мой взгляд, закономерности, игнорирование которой усугубляет трудности в воспитании подростков. В V-VI классах на ученика обрушивается лавина знаний – в десять раз больше, чем в начальной школе. А чем шире круг знаний, которые надо усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее должна быть отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, – в противном случае в человеке победит холодная рассудочность. Вот эта специальная работа по воспитанию и есть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок. Оно не должно прекращаться в V-VI классах. (14, 6)

В сказках, новеллах, рассказах Василий Александрович Сухомлинский выступает против превращения человека в машину, за человеческое в человеке.

Снято множество фильмов о В. А. Сухомлинском. Один из них «СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ ЛЮДЯМ… Василий Сухомлинский» (сл. № 15)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=djyfKtrpo1w

Как сказки В. А. Сухомлинского можно использовать на занятиях.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с презентацией. Пересказ рассказа Сухомлинского "Яблоко и рассвет» (сл. № 16)

Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.

2. Развивающие :

Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

План занятия (сл. № 17)

Беседа о яблоках.

Чтение рассказа.

Вопросы к детям. «Обьяснялки»

Повторное чтение рассказа.

Беседа по вопросам.

Составление плана рассказа по опорным картинкам.

Пересказ «Змейкой» по ролям с использованием атрибутов (последовательно, друг за другом по 2 предложения каждый).

Дидактическая игра «Скажи, какое яблоко» использованием мяча)

Итог.

Ход занятия

Беседа о яблоках.

– Посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки.

Рассмотрим яблоки:

Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

По запаху? (ароматные, душистые)

По вкусу? (вкусные, сладкие, сочные, нежные)

Чтение рассказа «Яблоко и рассвет». (сл. № 18)

– Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется он «Яблоко и рассвет»

«Яблоко и рассвет»

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон-то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает : нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Вопросы к детям. «Обьяснялки». (сл. № 19) Объяснение фразеологических оборотов.

«Не мог отвести глаз» – долго смотрел, любовался» : когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

«Не мог одолеть» – не мог победить, побороть» : когда так говорят? ( когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

«Собрался с силами» – накопил сил, заставил, решился что-то сделать» : когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

«Дух захватило» – стало трудно дышать» (от восторга, удивления)

Повторное чтение рассказа.

Беседа по вопросам:

– Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)

– Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

– Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)

– Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)

– Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)

– Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

– Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)

– Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

Составление плана рассказа по опорным картинкам. (сл. № 20, 21, 22,23)

– Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

– Помните, с чего начинается рассказ?

– Как можно кратко назвать эту часть рассказа? Я вам помогу. Посмотрите, какие я подобрала картинки к 1 части рассказа.

– Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».

– А что же увидел Миша в саду?

– Как развивалось дальше действие?

– Как назвать вторую часть рассказа?

– Посмотрите, следующая картинка вам подскажет «О чём мечтал Миша?»

– Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?

– Третья картинка «Миша победил лень».

– Получил мальчик заветное яблоко?

– Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? (Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.)

– А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

– План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

Пересказ «Змейка» по ролям с использованием атрибутов (сл. № 24) (последовательно, друг за другом по 2 предложения каждый).

Дидактическая игра «Скажи, какое яблоко?» использованием мяча).

Итог: угощение яблоками.

Как я использую метод В. А. Сухомлинского на своих занятиях.

– На занятиях по развитию речи при составлении рассказов о временах года, об игрушке, о транспорте…

– На занятиях по художественной литературе.

Например:

продолжи начатую сказку;

сказа в заданном ключе;

придумай свой конец или своё начало сказки…

– Сочинение стихотворений.

– Составление рассказов из личного опыта.

– …

Работа с русскими народными сказками на моих занятиях (сл. № 25) :

Древний смысл сказок, завещанный нашими предками. «Курочка Ряба»

Работа с родителями

Истоки (грамота) (сл. № 26)

Русская буквица

Азбучное послание (сл. № 27)

Азбука (сл. № 28)

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Пояснительная записка “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Использование ЦОР в ходе работы по развитию речи детей Доклад Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приёмы, методы и.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ О ГРИБАХ" Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Загадки о грибах". Угадывание загадок о грибах.

Использование пособия «живая» картинка на занятиях по развитию речи в первой младшей группе «На прогулке в лесу»Использование пособия «живая» картинка на занятиях по развитию речи в первой младшей группе «На прогулке в лесу» Таня и Ваня с мамой гостили у бабушки в деревне. Рядом с домом бабушки рос большой лес Хорошо в лесу летом. Ребята с мамой пошли гулять.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи Участники открытого занятия: дети 6 лет, 2 год обучения. Цель занятия: активизация познавательно-речевой деятельности детей. Задачи: Обучающая:.

Из опыта работы «Использование Су — Джок терапии на занятиях по физическому развитию в ДОУ» В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Что лучше»Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Что лучше» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Что лучше». Цели: познакомить детей с рассказом В. А. Сухомлинского.

Опыт работы «Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» «Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это.

Презентация «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи и обучению грамоте» Методическая разработка. " Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи и обучению грамоте". Использование.

Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет Песочная терапия Введение Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое использование методики работы со сказкой В. А. Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей
Опубликовано: 5 августа 2019 в 09:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое использование методики работы со сказкой В. А. Сухомлинского на занятиях по развитию речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Кузьминова Наталья Васильевна (УИ 1985141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД