Наталья Пахомова
Мастер-класс «Использование героев мультфильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование героев мультипликационных фильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с логическими блоками Дьенеша».
2 слайд
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов (родителей) по использованию блоков Дьенеша в познавательном, творческом развитии дошкольника, в развитии сенсорной культуры и логического мышления ребенка, пропаганда и распространение разновидностей форм этой работы.
3 слайд
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Использование героев мультфильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
1. познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами работы с логическими блоками;
2. обучить участников мастер-класса некоторым играм с данным пособием, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
3. закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание, которое оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка. Золтан Дьенеш, знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, создал универсальную технологию развития сенсорики и логического мышления у ребенка посредством наглядного материала в виде логических блоков и игровых пособий.
4 слайд
Уважаемая аудитория, я хочу познакомить вас с некоторыми приемами работы с логическими блоками Дьенеша, которые, я надеюсь, пригодятся в вашей практической деятельности. А для того, чтобы мы могли с вами результативно поработать, вам необходимо уметь читать схемы и подбирать соответствующий логический блок.
Перед вами лежат наборы логических блоков Дьенеша. Кто-то с ними знаком, а кому-то эти логико - математические игры не знакомы.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
5 СЛАЙД
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
6 СЛАЙД
Перечеркнутое свойство означает приставку «не» - отрицание.
Один из методов активизации умственной деятельности, который я включаю в свою работу, это использование героев мультипликационных фильмов, потому что встреча с ними – это всегда положительные эмоции.
7 СЛАЙД
Посмотрите, с каким удовольствием надевают дети одежду с модным принтом в виде мультяшного героя! А уж выполнение заданий вместе с ними будет гораздо увлекательней и эмоциональней.
II. Практическая часть
Игра 1. Давайте представим педагогическую ситуацию: мы должны закрепить у детей младшего дошкольного возраста понятия и соотношение «большой — маленький», используя фигурки-блоки.
- Как вы думаете, героев каких мультфильмов можно пригласить, которые разительно отличаются по размеру: один из них большой, а другой маленький.
8 СЛАЙД
Я предложила детям поиграть с героями мультфильма «Маша и Медведь».
Медведь большой, а Маша маленькая.
9 СЛАЙД
Давайте разделим блоки по размеру, соответственно Мише дадим большие фигурки, а Маше — маленькие. Вроде бы все просто, а самое главное, логично для ребенка.
Игра 2.
Ситуация следующая: мы попали в гости к известной героине мультфильма – Маше, а ее не оказалось дома, но она оставила нам письмо:
10 СЛАЙД
«Я ушла в гости, а вот к кому, догадайтесь сами. Я пойду по дорожке из больших фигур».
-Посмотрите на экран, к кому придет Маша, если будет наступать только на большие фигуры?
- Маша придет к Мише!
- А если она пойдет только по синим фигурам?
- Она попадет к Волку!
- Здесь я уже знакомлю детей с двумя свойствами.
- Какими? (цветом и размером.)
- Разве не увлекательно? Какие эмоции интереса, увлеченности испытывают дети, решая данные задачи!
- Послушайте, пожалуйста, музыку и вспомните из какого она мультфильма?
Звучит музыка из мультфильма
11 СЛАЙД
- К нам в гости пришли герои мультфильма Чебурашка и Крокодил Гена.
- Все вы, наверное, помните, что герои Чебурашка и Крокодил Гена строили детскую площадку?
12 СЛАЙД
- Я хочу вам дать задание. Постройте, пожалуйста, улицу с разноцветными домиками, используя схему, в которой мы берем три свойства (цвет, форма и размер).
- Напоминаю, если свойство перечеркнуто, это означает «не» (желтый) то берется блок другого цвета, размера и формы.
Схемы на столах перевернутые.
Студенты выполняют задания, я помогаю.
- Вот какая улица красивая получилась!
13 СЛАЙД
Звучит голос Крокодила Гены
- КГ и Чебурашка очень вам благодарны, что вы помогли построить улицу.
- Дорогие, коллеги, теперь я бы хотела охватить всю аудиторию, чтобы эмоциональный компонент сопровождал нашу работу, попробую найти ту нотку, которая оживила бы вас.
Спускается к зрителям с микрофоном.
- У детей – мультимания, а у взрослых? Какая мания? Конечно же, киномания!
- Все любите кинокомедии?
Послушайте, пожалуйста, песню и скажите, из какого она кинофильма.
- Верно, я предлагаю вам понять приемы игры с блоками, включив в игру полюбившихся героев кинокомедии «Брильянтовая рука».
14 СЛАЙД
-Посмотрите на экран и ответьте на вопросы.
-Как вы думаете, куда придет Семен Горбунков, если пойдет по дороге из больших фигур? (К Геше)
Рассуждаем вместе.
- А если он пойдет по дорожке из кругов, то к кому попадет? (К управдому)
- А если он пойдет по синей дорожке? (К жене)
15 СЛАЙД
- Как мы помним, герой фильма Семен Горбунков, находясь в Турции, перепутал улицы, заблудился, так как они были узкие, а дома похожие друг на друга. Давайте сделаем на улице яркие дома из блоков Дьенеша, чтобы никто другой не попал в такую же ситуацию.
- Участницы мастер-класса, вы строите улицу по схемам, лежащим на столах.
Желающих предлагаю выполнить задание.
- Уважаемое гости, хотелось, чтобы и вы приняли активное участие.
16 СЛАЙД
- Дома состоят из основания и крыши (2 геометрических блоков, вы должны раскодировать блок по трем свойствам (цвет, величина, толщина) и построить каждый свой дом. Напоминаю, перечеркнутое свойство означает приставку «не» и берется блок н-р не красный, не большой, не тонкий и т. д.
- Удалось вам построить дома? Легко это было сделать или трудно?
17 СЛАЙД
Как вы думаете, а детям легко подбирать к данной схеме соответствующий блок. Правильно, детям приходиться производить сразу несколько мыслительных операций.
Заключение
- Как вы думаете, детям интересно выполнять абстрактные, сугубо обучающие задания, без использования героев мультипликационных фильмов?
18 СЛАЙД
- Я надеюсь, что мне удалось убедить вас в том, что использование любимых героев из мультипликационных фильмов - как метода активизации умственного процесса создает для детей атмосферу увлеченности и радости, способствует повышению эффективности усвоения изучаемого материала.