Елена Орешонкова
Мастер-класс по использованию инновационных технологий в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущими целями образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Для их достижения особое значение имеет:
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Публикация «Мастер-класс по использованию инновационных технологий в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Как известно, контингент детей очень разнообразен и по характеру, и по темпераменту, и по уровню развития познавательных способностей.
Нам в своей работе приходится взаимодействовать с совершенно разными детьми: от застенчивых и медлительных, имеющих дефекты речи- до раскованных, гиперактивных, инициативных и др. Каждый ребенок- уникален, и, как правило, не бывает детей, во всем похожих друг на друга.
Одним из видов детской деятельности является музыкально-художественная. Ведущая роль в этом виде деятельности отводится музыкальному руководителю. Поэтому и мне, работая музыкальным руководителем, приходится использовать интегративный подход, применяя различные методы и приемы работы с детьми, а также инновационные технологии для достижения программных целей. Сегодня я поделюсь своим опытом, и предложу вам некоторые игры и упражнения. Некоторые из них вы сможете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.
Начну я, разумеется с музыкально-творческих игр, направленных на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников, на развитие внутреннего слуха.
Игра №1 «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая :
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Ритмическая игра №2 (по методике К. Орфа)
Звучит полька «Добрый жук»
Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения- звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
В таких играх помимо развития музыкальных способностей у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
Игра №4 «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов)
Необходимо озвучить стихотворенье «Ночь»
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
В этой игре не только развиваются музыкальные и творческие способности детей. но и совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)
Музыкально-речевая игра №5 «Что у кого внутри»
(различной степени сложности)- по методике О. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•*
• знакомство детей с различными звукосочетаниями.
**
• развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию;
• обучение детей ритмичному проговариванию звукосочетаний.
***
• развитие слухового внимания, воображения, способности к звукоподражанию;
• обучение детей придумыванию движений, ритмичному проговариванию слов. У одуванчиков — взлеталка:
«Фу-у-у-у!»
У мотоцикла — рычалка:
«Трр-трр!»
У часов — смешилка:
«Ха-ха-ха!»
У мышки — пищалка:
«Пи-пи-пи».
У лошадки — ржалка:
«И-го-го».
У ветра — задувалка:
«У-у-у-у».
У каблуков — стучалка:
«Тук-тук».
У носа — сопелка:
«Ф-ф-ф».
У ежика — пыхтел ка:
«П ых- пых- пых».
У телефона — звонилка:
«Д иль-диль-диль».
А у солнца — светилка:
«А-а-а-а». * дети наблюдают за музыкальным руководителем и слушают;
** дети, подражая, повторяют звукосочетания;
*** дети рассказывают стихотворение полностью с помощью взрослого и придумывают движения, соответствующие звукосочетаниям.
Музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
Игра №6 «Дракон кусает свой хвост»
(по методике М. И. Чистяковой «Психогимнастика»)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего -дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.
Эта игра направлена на преодоление двигательного автоматизма (рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память).
Ира №7 «Кошка» (по методике А. Н. Стрельниковой)
Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. и шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
Эта гимнастика оказывает лечебное воздействие на организм:
- положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- полное или значительное восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- усиление дренажной функции бронхов;
- восстановление нарушенного носового дыхания;
- регуляция функции сердечно-сосудистой системы,
- укрепление всего аппарата кровообращения;
- значительное влияние на коррекцию заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышение общей сопротивляемость организма.
Упражнение №8 «Оздоровительный массаж всего тела»
(по методике Т. Нестерюк, А. Шкода)
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб -
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем,
Ну-ка, дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
. Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди,
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.
(Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.)
Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки.