Жидкова Оксана
Мастер-класс «Игры на развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по теме:
«Игры на развитие речевого дыхания»
Приготовила: учитель-логопед
Жидкова Оксана Александровна
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития речевого
дыхания у дошкольников.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2023
- сформировать представление о значимости развития речевого
дыхания у детей;
- познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука «Р»;
- предоставить педагогам ДОУ практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
Теоретическая часть.
Что есть само дыхание? Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Наша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание — это дыхание в процессе речи.
Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов (показ правильного ротового выдоха).
Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр– это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.
Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребё нку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение (педагоги повторяют это упражнение 4-5 раз).
Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка (педагоги проделывают и это упражнение).
Хочу вас познакомить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворными и музыкальными сопровождениями.
Практическая часть.
«ПАРОВОЗИК»
• Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух– чух – чух». (20-30 секунд).
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Воздушный футбол».
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, активизация губных мышц.
Ход игры : для детей помладше берем комочек ваты, для детей старшего возраста берем горошину или легкий шарик. С помощью коктейльных трубочек и сильного выдоха нужно задуть мяч в ворота соперника.
«Горячий чай».
Цель: развитие речевого дыхания, формирование умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Ход игры : Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл.
«Мыльные пузыри».
Цель: развитие плавного сильного выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры : поиграть с ребенком в мыльные пузыри.
«Рыбалка».
Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом выдоха и вдоха, развитие дыхательной мускулатуры легких.
Ход игры : Ребенку необходимо вдыхая воздух через трубочку, притянуть рыбку с помощью воздушной струи.
«Снегопад».
Цель: развитие плавного сильного выдоха, активизация губных мышц.
Ход игры : сначала взрослый объясняет понятие «снегопад». Затем дети дуют через трубочку, поднимая «ветер» и «снежинки» кружатся.
В завершении мастер-класса педагогам предлагаются памятки-буклеты.
Таким образом, можно сделать вывод, что социализация лиц с проблемами в речевом развитии требует использования современных подходов, включая элемент здоровьесберегающей технологии – дыхательная гимнастика.
Список используемой литературы
1. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М. : Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
3. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб, 1993.
4. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
5. Зубко И. Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
6. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. : Гном и Д, 2008.
7. Кузнецова ЕВ. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.