Татьяна Комаричева
Мастер-класс «Игровые технологии обучения дошкольников правилам дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания педагогов в вопросе использования игровых технологий при работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице, способствовать развитию профилактической работы по уменьшению случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
В последнее время увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста. Часто виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вопрос обучения детей правилам безопасного поведения на дороге становится особенно важным в дошкольном возрасте.
Публикация «Мастер-класс „Игровые технологии обучения дошкольников правилам дорожного движения“» размещена в разделах
Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила дорожного движения ребенку, а при выборе формы работы раскрыть весь смысл опасности несоблюдения ПДД.
Использование игровых технологий в работе с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
1. Ребенок – пешеход;
2. Ребенок – пассажир транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.)
• через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный и зелёный цвета.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал светофора.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как:
«Перекрёсток», «Дорожные знаки»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
информационно-указательные знаки – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка".
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, учатся не попадать или правильно выходить из опасной дорожно-транспортной ситуации. Знания детей о правилах дорожного движения обобщаются и систематизируются.
Таким образом, игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.