Марина Александровна Кувтырева
Мастер-класс «Играем в сказку»
Задачи: знакомство с одной из форм работы со сказкой (кукольный театр); сближение детей и родителей; гармонизация семейных отношений; актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе изготовления марионеток.
Работа со сказкой актуальна для детей всех возрастных категорий.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Публикация «Мастер-класс „Играем в сказку“» размещена в разделах
Играя в сказку, ребенок расслабляется и снимает напряжение, устраняет нарушения поведения и преодолевает дезадаптацию, повышает свое интеллектуальное развитие и проигрывает многие проблемные ситуации. Через сказку укрепляется психическое здоровье ребенка и это может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.
Какие же проблемы может решить сказка?
Сказка поможет:
• повысить ребенку самооценку;
• прививать бытовые навыки;
• сделать рутину праздником;
• избавить ребенка от страхов;
• спастись от капризов;
• успокоиться и расслабиться;
• воспитывать и прививать культурные, навыки и многое другое.
В работе со сказкой очень хорошо использовать кукольный театр. Если ребенок робкий и испытывает чувства страха, то кукла помогает ему расслабиться и почувствовать себя смелым и бесстрашным. У гиперактивных детей работа с куклой тоже дает очень хороший результат, так как вместо того чтобы отвлекаться ребенок фокусирует внимание на каком-нибудь маленьком человечке или животном, ведь у каждого кукольного героя свой характерный голос и характер. Кукольные персонажи помогают преодолеть детям чувство страха, успокоится, стать внимательнее, повысить самооценку. Очень часто родители жалуются на замкнутость и стеснительность детей, и чаще всего это проявляется во время урока. Да, очень многие дети стесняются выходить к доске и отвечать на вопросы учителя. Сложно преодолеть психологический барьер, ведь даже многие взрослые испытывают страх перед публичными выступлениями. И здесь тоже на помощь приходит кукла.
Очень интересно, когда героев вы делаете своими руками, всей семьей. И сегодня я предлагаю вам научиться изготавливать куклы – марионетки.
Материал на одного участника:
• два куска ткани размером 70х70, 50х50;
• капсула от киндер-сюрприза;
• мелкие предметы для мозгов;
• старые колготки, чулки (телесного или черного цвета)
• вата или синтепон;
• нитки для шитья и для крепления головы и рук;
• пуговицы для глаз;
• нитки, магнитофонная лента для волос;
• различные материалы для украшения марионетки.
- Можно сказать детям, что сегодня вы отправляетесь в сказочную страну, и будете заселять ее сказочными жителями. А помогут нам в этом вот эти предметы (показать). Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. Тогда они станут по-настоящему волшебными.
Изготовление марионеток
Берется капсула от киндер-сюрприза, наполняется мелкими предметами и закрывается. Затем капсула обворачивается ватой или синтепоном и обтягивается куском чулка – это голова будущей марионетки. Колготки выравниваются так, чтобы на «лице» не было складок, и завязываются в нижней части головы. Оформляется лицо: пришиваются пуговицы, нос, вышивается рот. Волосы изготавливаются из нарезанных кусков ниток, магнитофонной пленки, ленточек и т. д. В куске ткани (50х50) посредине прорезается небольшая дырочка, и в нее вдеваются концы завязанных колготок от «головы». Таким же образом прикрепляется второй кусок ткани
(70х70). Оба куска можно пришить мелкими стежками к «голове». К противоположным уголкам верхнего платья (50х50) пришиваются изготовленные из тех же колготок и ваты «кисти рук». К рукам и боковым сторонам головы марионетки прикрепляются прочные нити для того, чтобы можно было марионеткой управлять. Для придания более нарядного вида можно марионетку украсить кружевами, бусами и т. д.
Обыгрывание кукол
-Посмотрите, какие разные куклы у нас получились. Давайте с ними познакомимся.
(Ребенок от имени своей куклы рассказывает, сам того не понимая, о своих проблемах).
Каждый участник по кругу представляет свою марионетку, дает ей имя, рассказывает о ее характере, о том, откуда она прибыла, и т. д. (Здравствуйте, меня зовут Алена.
А теперь, когда наши марионетки познакомились и подружились, предлагаю им отправиться на прогулку.
(Движения выполняют все участники). Марионетки могут идти медленно, а могут быстро побежать. А теперь я предлагаю им потанцевать, взявшись за руки.
Ребенок, орудуя марионеткой, может высказать вам свои претензии, недовольства, и это хорошо. Если затаить свои чувства, то так и получаются капризы и неврозы.
Кукла поможет вам решить любые проблемы с вашим ребенком, просто пусть все то, что вас волнует в ребенке, случится с куклой. А вашему ребенку предстоит оценить и помочь решить эту проблемную ситуацию.
Итог
- Совместная деятельность объединяет. Имея такую куклу в детском саду и дома, вы сможете не только узнать маленькие тайны ваших детей, но и помочь им преодолеть трудности и не допустить их возникновения в дальнейшем.
Литература
1. Н. А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, Санкт-Петербург 2006 г.
2. Н. М. Погосова «Погружение в сказку», Речь, Санкт-Петербург 2006 г.