Светлана Чоловская
Мастер-класс для педагогов «Играем в словесные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Играем в словесные игры»
Цель: Развивать, формировать мыслительную деятельность у детей, в
доступной занимательной форме.
Задачи:
• Активизировать знания педагогов о значимости развития самостоятельности и активности мышления, формирования мыслительной деятельности детей через словесные игры.
• Обучать игровым приемам словесных игр через игры.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играем в словесные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
• Расширить умение педагогов в реализации полученных знаний и умений для работы с детьми.
Здравствуйте! Меня зовут Светлана Витальевна, воспитатель старшей группы!
Я проведу мастер-класс на тему : «Играем в словесные игры», которые вы можете использовать в своей работе.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей, но в старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Особенно серьезнее внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.
Словесная дидактическая игра — доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры, учитывая, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
1. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ.
2. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ АЛОГИЗМЫ, ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
3. ИГРЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ РАЗВИВАЕТСЯУМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ.
4. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТУ МЫШЛЕНИЯ, ЧУВСТВОЮМОРА, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМООБЛАДАНИЕ.
А теперь давайте уважаемые педагоги с вами поиграем.
1. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ
СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ
Проводится беседа с играющими : о том, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. Вот например: «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе книга»,— предложить воспитателям на мастер - классе.
Педагоги рассказывают : «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как интересно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,— говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. «Как интересно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,— говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие можно загадками об овощах, цветах, животных и др.
А теперья, вижу вы поняли, как нужно описывать характерные признаки предметов, давайте поиграем в игру «Отгадай-ка». Игра с родителями.
Отгадай-ка.
Правила игры.
Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее будет 20—25 минут.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор, «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка, «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).
II. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ,
СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ АЛОГИЗМЫ, ДЕЛАТЬ
ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Придумай небылицу
Правила игры.
Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я.»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.
Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда — нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».
«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит — навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».
III. ИГРЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ РАЗВИВАЕТСЯ
УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ
ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ
Отвечай быстро
Правила игры.
Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству, приучать их быстро думать и отвечать.
Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры : «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый» — говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», — отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», — и бросает мяч. «Стол», — отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово : «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит : «Стальной». — «Ложка». И т. д.
В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.
При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
Вершки-корешки
Правила игры.
Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно — корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками»,а что — «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле — «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, об огороде.
IV. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ,
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТУ МЫШЛЕНИЯ, ЧУВСТВО
ЮМОРА, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМООБЛАДАНИЕ
Испорченный телефон
Правила игры.
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр.
Летает — не летает
Правила игры.
Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры : «Я буду называть предметы и спрашивать «летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант». Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» — и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», — и тоже поднимают руки. «Дом летает?» — спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
Где мы были, мы не скажем
Правила игры.
Цель игры. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например: стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.
Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные: например, одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», — и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убе-гают, а те, кто отгадывал, их догоняют.
Игра повторяется : те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.
Фанты
Правила игры.
Цель игры. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов.
Ход игры. Все участники садятся на стулья, поставленные в кружок или в ряд у стены.
По жребию или по считалке одного из играющих выбирают ведущим.
Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
Бабушка прислала сто рублей:
Что хотите, то купите,
Черного и белого не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, не задерживая ответа, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов «черное», «белое», «да», «нет». Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор:
— Какая на тебе рубашка?
— Синяя.
— Какая же она синяя? Она белая!
Отвечающий хочет сказать «нет», но «нет» нельзя говорить.
— Она зеленая!
— Какая зеленая? Она черная!
— Голубая.
— Вот так голубая! Она же белая!
И тут игрок оговаривается.
«Нет, не белая!» — возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и «нет», и «белая». Провинившийся дает два фанта.
Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже новая, но тоже очень веселая игра.
Итог:
Все выше указанные игры помогают :
- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;
- обогатить словарный запас;
- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.
К заключению хочу сказать, что словесные игры - это замечательное средство привить детям любовь к родному русскому языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.