Наталья Беляева
Игра для снижения эмоционального напряжения «Камушек в ботинке»
Сегодня я хочу поделиться с вами одной необычными играми, которые сильно выручают меня, если дети в группе обиделись друг на друга или есть много ребят с повышенной тревожностью.
В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры выразить словами свое состояние и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.
Публикация «Игра для снижения эмоционального напряжения „Камушек в ботинке“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный):
Дети сидят в кругу на ковре. Воспитатель спрашивает: “Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?” Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок старше 4 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: “Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”.
Далее я всегда спрашиваю детей: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки?” Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, — вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап:
Я говорю детям: “Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Георгий ломает мои постройки из кубиков”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”.
Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные “камушки”, о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от “камушка”.
Результат:
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает мне беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это “что-то” не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, “выпустить пар”, то можно спокойно приступать к занятиям. Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его — совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.
Психогимнастика «Маски»
Для того, чтобы вы могли верно оценить свое состояние, а в нужный момент и управлять им, мы сейчас поучимся понимать себя, и прежде всего, ощущения своего тела. Для этого я предлагаю потренироваться, используя маски (РАЗДАЮ МАСКИ ЗЛОСТЬ). Посмотрите, какие это маски? Встаньте около своих мест и закройте ими лицо. Вспомните ситуацию, в которой вы были на кого-то или на что-то сердиты. Погримасничайте. Какие сигналы в этот момент подает ваше тело (лицо, зубы, губы, руки, живот0? Зафиксируйте их.
Спасибо. Снимите маски, наденьте другие. (РАЗДАЮ МАСКИ ДОБРЫЕ) Какие они?
А теперь представьте, что вам подарили долгожданный подарок. Вы рады встрече с симпатичным человеком. Какие сигналы подает ваше тело? Запомните их. Снимите маски. Улыбнитесь друг другу.
Ответьте, пожалуйста, что испытывало ваше тело и какие сигналы оно вам подавало в состоянии гнева? (ФИКСИРУЮ ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ НА ДОСКЕ, ПРИКРЕПЛЯЯ КАРТОЧКИ).
Таким образом, если вы верно «расшифруете» послание своего тела, то сможете понять: «Моё состояние близко к критическому. Надвигается буря». А если вы к тому же знаете несколько способов выплескивания гнева, то воспользовавшись ими, можете предотвратить эту бурю.