светлана подойникова
Конспект мастер-класса «Игра Б. П. Никитина «Сложи узор» как средство развития познавательного интереса у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 «Тополек»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Мастер – класс для родителей
«Использование игры Б. П. Никитина "Сложи узор"
как средство развития познавательного интереса
у детей 4-5 лет».
Составитель:
Подойникова Светлана Анатольевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с № 3 "Тополек"
Геленджик
2020 год
Темочки:
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Орнамент и узоры
- Средняя группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: знакомство родителей с игрой Б. П. Никитина «Сложи узор»; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности; повышение творческой активности.
Задачи:
- развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, умение анализировать, синтезировать и комбинировать.
- Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на мастер-классе.
- Формировать познавательную активность у родителей.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада всех видеть на нашем мастер-классе и хочу предложить вашему вниманию развивающую игру Б. П. Никитина – «Сложи узор».
«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
В «Сложи Узор» можно играть, начиная с 1,5- 2 лет. Чаще всего именно с нее начинают знакомство с развивающими играми Никитиных.
Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает :
• наглядно-действенное мышление;
• мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
• цветовое восприятие;
• способности комбинирования;
• зрительную память;
• самоконтроль и самоанализ;
• целеустремленность и усидчивость;
• чувство симметрии;
• воображение.
Как организовать занятия по развивающим играм?
Занимаясь с детьми развивающими играми, перед ними ставятся следующие задачи:
- создать модель развивающей среды;
- дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей;
- в игре учить мыслить самостоятельно;
- с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).
Возрастная категория детей 4-5 лет относится к среднему дошкольному возрасту. В данном возрасте происходит интенсивное физическое развитие малыша : изменяются сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, опорно-двигательный аппарат. Наибольшие изменения происходят в высшей нервной деятельности, активно развиваются и совершенствуются межанализаторные процессы и связи, механизм взаимодействия сигнальных систем. К достижению 5 лет повышается эффективность педагогического воздействия. В этом возрасте у ребенка еще слабо развиты механизмы сопоставления слова и предмета реального мира.
Средний дошкольный возраст характеризуется следующими особенностями, исходя из которых детям необходимо подбирать развивающие игры (4-5 лет) :
Стремление к самостоятельности. Так, развивающая игра должна давать максимальную самостоятельность ребенку, в то же время оставаясь полностью безопасной, доступной и понятной ребенку. В этом возрасте ребенок уже пытается установить свои правила игры, мотивируя их;
Этические представления. В ребенке развиваются эмоции, малыш учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать и сочувствовать им. Этические представления формируются не посредством того, что говорят взрослые, а сквозь призму их поступков и поведения в целом. Именно поэтому так велико значение ролевых развивающих игр (4-5 лет, отображающих ситуации реальной жизни;
Развитие воображения, позволяющего моделировать ситуации, развивать их. Однако следует учитывать, что в силу развитой фантазии в ребенке также развиваются страхи. Развивающая игра должна объяснять ребенку природу многих действий и явлений;
Развитие социальных связей. У ребенка появляется больше друзей, его общение выходит из семейного круга, что отражается в сюжетно-ролевых играх. В них появляются сложные системы персонажей, отношения между ними усложняются.
В этом возрасте развивающие игры также используются психологами в качестве диагностического инструмента, который позволяет на ранних стадиях выявить комплексы и страхи ребенка и произвести их коррекцию с наименьшим ущербом психическому здоровью малыша;
Активное познание – ребенку не только интересны предметы окружающего мира, но и их природа.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
В своей педагогической деятельности я активно использую развивающие игры, как в образовательной деятельности (в частности формирование элементарных математических представлений, так и в свободной игровой деятельности детей.
Вашему вниманию предлагаю один из вариантов игры с кубиками «Сложи узор». Педагог рассказывает сказку, родители по схемам выстраивают сюжет.
Сказка: «Лесное путешествие»
Жила – была принцесса. Однажды она пошла собирать цветы.
Пришла она к еловому лесу.
Через лес шла тропинка.
Принцесса пошла по тропинке и увидела полянку. А на полянке много бабочек.
А бабочек видимо-невидимо. И все разные…
Бабочки летали над цветами и собирали нектар.
Принцесса собрала букет цветов и отправилась обратно домой.