Наталия Бинерт
Мастер-класс «Грамота через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по обучению дошкольников грамоте. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Актуализация: Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром грамоты, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался грамотой и понимал эту науку.
Публикация «Мастер-класс „Грамота через сказку“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся проводить звуковой анализ, учат звуки и буквы, учатся читать сначала слоги, а потом и слова – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески.
Учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Грамоткины сказки».
«Поможем Золушке»
«Буратино идет в школу»
«В плену у Снежной Королевы» и др.
Например, занятие «Буратино идет в школу». В его основу положен сюжет знакомой сказки А. Толстого.
Для того чтобы попасть в школу Буратино должен научиться проводить звуковой анализ слова «Мак» Одному ему конечно не справиться и ребята помогают Буратино сначала научиться правильно читать слово, ведя указкой вдоль домиков для звуков, чтобы каждый звук попал в свой домик, затем обучают давать характеристику каждому звуку, помогают правильно выбрать фишку, играют с героем в игры «Эхо», «Найди свой домик», «Начни с конца». Игра проходит легко и непринужденно. Помогая помогая сказочному персонажу на протяжении 30 минут я обучаю детей звуковому анализу слова, формирую у них практические навыки будущего чтения и письма Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их
имени. А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и отправиться «В путешествие в страну «Грамотейка»
В. Сегодня мы с вами отправляемся путешествие в страну «Грамотейкино». Я предлагаю поехать туда на гироскутерах. Итак аккуратно поставили ноги на доску и поехали. Предупреждаю, сбавьте скорость, остановка страна «Грамотейкино». А здесь нас ожидает наш любимый Знайка, который никак не может научить жителей цветочного города играть в игру «Что за чем?», а это им очень нужно для того чтоб пойти в школу. Давайте поможем Знайке, ведь мы с вами знаем как играть. Но на всякий случай давайте вспомним что же такое звуки, это то, что мы произносим, слышим или это то, что мы видим и пишем. (ответы).
В. Молодцы, а звуки которые мы поем это гласные или согласные звуки (гласные). Правильно, при их произнесении воздух выходит свободно, не встречая преграды во рту. А вот при произнесении согласных звуков во рту обязательно встречается преграда. Согласные звуки в свою очередь бывают какими? (твердыми и мягкими, звонкими и глухими). Гласные звуки мы обозначаем красными, твердые согласные синими, а мягкие зелеными фишками. Напоминаю правила нашей игры. Вы из Марин, Оль и Артемок превращаетесь в буквы, обозначающие гласные звуки, а Юля и Лена будут мягким и твердым согласным звуком. Днем буквы гуляют по стране «Грамотейкино», а вечером возвращаются в свой дом. А хозяйки дома проверяют правильно ли жители вернулись домой. (Игра, а теперь вы снова девочки и мальчики, а Знайка сказал мне что жителям цветочного города очень понравилось как вы играли. А теперь присаживайтесь за маленькие волшебные столы, открывайте тетради кассы и помогите пожалуйста Знайке научить его друзей провести звуковой анализ слова «крыша».
В этом слове 5звуков, попробуем прочесть слово, ведя указкой вдоль домиков для звуков, читать будем так, чтобы каждый звук точно попадал в свой домик. Начиная учить этому детей в старшей группе, взяв ребенка у доски за руку вы ведете указку и медленно, в соответствии со схемой звукового состава слова, произносите «кккррыышшаа». Молчит ли ребенок или повторяет вслед за вами не важно, вы в любом случае прочтя слово обращаетесь к группе: «Вы видели и и слышали как хорошо Юля прочитала слово, как правильно двигалась ее указка, она не спешила, внимательно смотрела на «домики», и каждый звук попадал точно в свой домик. Послушайте Юля прочтет еще раз. И еще раз, но уже громче и увереннее Юля читает «крыша». Помните в это время дети усваивают сложнейшее действие-они учатся управлять своей артикуляцией, соотносить свою речь с точным движением указки. Вначале дети все читают неправильно, но постепенно вы будете отрабатывать это умение и постепенно научатся все, а вы уже сама читаете это слово выделяя голосом первый звук и задерживая указку в первом окошке. Кто из вас услышал какой звук живет в первом домике? Вы услышите и «Кэ» и «Крыша» и «Кккр», Но чтобы избежать неправильных ответов попросите ребенка сказать ответ вам на ушко., и вместе с ним произнесите этот звук а потом предложите ему назвать звук громко, чтобы все услышали. В подготовительной группе дети уже все умеют читать слова по схеме, поэтому прочтя слово и выделив голосом первый звук «к» говорит, что это согласный твердый звук, имеет мягкую пару «Кь», он глухой имеет звонкого братца «Г». Разобрав все слово, предлагаю ответить сколько согласных,твердых, мягких, звонких, глухих звуков в этом слове. Сколько гласных звуков. Назвать первый и второй гласный звуки. Заменить звук «а» на букву «а». Сегодня я хочу познакомить вас с буковой «ы», которая обозначает гласный звук «ы». Буква «ы» бывает только маленькой. Заглавной буквы «ы» нет, потому то не бывает слов, начинающихся с этого звука. С. Я Маршак написал вот такое стихотворение:
Спросили мы у маляров: - Скажите, маляры,
Где отыскать десяток слов, в которых есть звук «ы»?
Нам отвечали маляры: - Нет случая такого, чтобы когда-нибудь звук «ы»
Бывал в начале слова.
Бывает этот звук в конце и в середине. Легко найдете вы звук «ы»
В словах «костры» и «топоры», В «бутылке» и в «корыте».
Еще три слова где есть «ы», вы сами подберите.
Раздать буквы «ы» и попросить вставить букву вместо звука «ы». Вы видите какая это скурпулезная работа. На звуковой анализ слова потребуется много времени. А ведь нужно еще закрепить эти умения,хорошо бы повторить все это еще раз, чтобы дети это запомнили, но если вы попробуете провести ЗА этого слова, но с другим ребенком, то сразу обнаружите, что дети устали и ваши усилия пропадут даром. Поэтому лучше повторить все, но по-другому, в игре. И тут нам придет на помощь игра «Живые модели»
А сейчас давайте поиграем в слово «крыша». В. Читает слово еще раз выделяя голосом первый звук и тот кто правильно его назвал превращается в звук «к» В подготовительной группе В. может предложить снять со схемы фишки, называя звуки слова в любой последовательности. Подозвать к себе по гласным и твердым согласным звукам.
Попросить поставить фишки на схему слова, называя порядковые номера звуков и букв в нем в прямой последовательности.
Затем убираем все буквы и фишки в кассы. Заканчивая игру обязательно сообщу, что Знайка благодарит детей и надеется что теперь жители Цветочного города обязательно пойдут в школу.