Осламовская Марина Александровна
Мастер класс. Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Сегодня на своём мастер классе я хочу показать формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года :
1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;
2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи;
Публикация «Мастер класс, Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. игра – инсценировка, позволяющая вспомнить и закрепить с детьми, поведение животных в разное времена года;
4. один из видов продуктивной деятельности, который позволяет систематизировать знания об особенностях времен года – на основе разных техник аппликации : накладной (сжатой бумаги, обрывной.
1. Познавательная деятельность. Закрепление признаков времен года, с помощью моделей признаков.
Такие модели предлагает использовать в разделе «Ребенок открывает мир природы» Кондратьева Н. Н. в программе развития и воспитания в детском саду В. И. Логиновой «Детство».
Для закрепления признаков времен года я использую модели признаков и стихи – загадки о временах года.
Ребята, отгадайте, о каком времени года идет речь?
Например: Солнце – низко, редко светит,
Вьюга стежки замела,
Стужа, снег, колючий ветер.
Это к нам пришла … (Зима).
Солнце светит высоко,
Дни – длинней, короче ночи,
Это к нам пришла… (Весна)
Мы ей рады, рады очень!
Затем прочитав загадку, располагаю на мольберте модели признаков. Посмотрите модели признаков зимы и назовите их. Дети (педагоги) перечисляют признаки с опорой на модели.
Модели наглядно помогают детям вспомнить признаки времен года.
- Зима: снегопад, метель, медведь спит в берлоге, сугробы, лед на реке.
- Весна: капель, проталинки, кучевые облака, прилетают птицы, вьют гнёзда, проснулись звери. (Приложение 1).
Так мы вспоминаем последовательно основные отличительные признаки четырех времен года.
2. Применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие речи.
Опираясь на модели признаков времен года и используя метод мнемотехники авторов Большевой Т. В., Белоусовой Л. Е. в программе развития и воспитания в детском саду В. И. Логиновой «Детство», мы с детьми составили мнемотаблицы времен года. Это таблицы – ключ к запоминанию и воспроизведению информации и краткий план к рассказу о времени года.
Я предлагаю вам коллеги заполнить мнемотаблицу осени, с помощью моделей признаков весны и составить по ней рассказ.
В первую клетку мы вставим буквы В (весна)
Во вторую – модель капели.
В третью клетку следующие модели признаков – проталины.
В четвертую клетку – модель кучевые облака.
В пятую клетку – модель птицы вьют гнёзда.
В шестую клетку – восклицательный знак (Я очень люблю весну)
Далее я предлагаю педагогам, опираясь на таблицу составить свой вариант рассказа о весне.
3. Игровая деятельность. Игра – инсценировка.
Вспомнить какие происходят изменения в жизни живых существ в разные времена года, помогает игра, в которой дети представляют себя животными, птицами, насекомыми.
Предлагаю педагогам поиграть, выбрать, кем они будут (кто будет медведем? кто будет зайцем? и т. д.). Надев шапочки: медведя, зайца, пчелы, ежа, ласточки, божьей коровки от их имени рассказать, как изменяется поведение живых существ в зависимости от времени года.
Например: Я – синица – зимующая птица, с приходом весны я лечу в лес, вью гнёзда, высиживаю птенцов, а с наступлением холодов прилетаю ближе к человеку, чтобы не замерзнуть от голода и холода. Очень нравится мне, когда в кормушку кроме семян и крошек, люди кладут кусочки сала.
Ну а теперь, расскажите как вы «живёте» в разные времена года.
Проводится игра с педагогами.
4. Продуктивная часть – аппликация сжатой бумагой.
Один из видов продуктивной деятельности, которой позволяет систематизировать знания об особенностях времен года аппликация : накладная (Сжатая бумага, обрывная. С помощью аппликации сжатой бумагой дети создают свои картины пейзажи, которые отображают природу в разное время года. Такую аппликацию делать не сложно, а смотрится она очень интересно. К стволам деревьев, в зависимости от времени года приклеиваются разного цвета сжатая или обрывная бумага. Если это зима, то придается форма крона дерева сжатой бумагой белого цвета.
Беседа с педагогами:
• Какие листочки будут осенью? (Красные, желтые, оранжевые).
Зелёная сжатая бумага – это летнее дерево, а весенние деревья можно сделать из маленьких комочков бумаги и изредка распределить их по кроне дерева.
• Какого цвета вы возьмёте, чтобы сделать листочки на весеннем дереве? Почему? (Светло-зелёные). Потому что они ещё совсем молодые. С помощью сжатой бумаги можно сделать тучки, сугробы, солнышко и дополнить аппликацию (цветами, грибами, капельками дождя).
Я предлагаю вам создать собственные картины-пейзажи.
• Ребята, обращаюсь я к педагогам, скажите, пожалуйста, сколько времен года?
Правильно четыре, поэтому я предлагаю вам разбиться на четыре группы.
У кого белые круги сядьте за стол с белым кругом. У кого красные – с красным и т. д.
По окончании работ выступает один участник от группы и рассказывает, как они изобразили своё время года.
В итоге мастер – класс я предлагаю педагогам поделиться своими формами знакомства и закрепления характерных особенностей времён года.