Алена Сизова
Мастер-класс «Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Сортируем мусор -бережем природу»
Цель: Создание условий для формирования знаний у педагогов и повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Публикация «Мастер-класс „Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике дидактической игры «Сортируем мусор – бережем природу» у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание.
2. Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов использования дидактической игры «Сортируем мусор – бережем природу» у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Форма проведения : мастер-класс
Участники: воспитатели ДОУ
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, игра «Сортируем мусор»).
1 часть (теоретическая)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Сортируем мусор — бережем природу». Одной из главной и актуальной проблемы во всем мире, стала утилизация и переработка мусора, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность. А создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной и чистой. Внедряя в различные виды детской деятельности элементы бережливых технологий, педагоги формируют бережливое отношение к окружающему миру, ресурсам и времени.
Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц. Вещи служат нам очень недолго, а покупаем мы их всё больше. В результате всё больше становится и отходов.
Каждый год в России территория под свалки увеличивается, а стоки с этих свалок попадают в подземные воды, а люди, живущие рядом с ними, чувствуют удушливый запах. К тому же отходы периодически горят и отравляют воздух. Сжигание мусора на специальных заводах приводит к росту большого числа онкологических заболеваний.
Современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире. Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране — меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды с раннего возраста.
Наша дидактическая игра адресована воспитателям дошкольных учреждений. Имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФОП ДО, так же помогает в игровой форме познакомить детей старшего возраста с правилами сортировки мусора.
Пособие направлено:
• на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
• развитие познавательного интереса, речи;
• формирование экологических представлений;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
Назначение: дидактическая игра «Сортируем мусор — бережем природу», предназначена для индивидуальной и подгрупповой самостоятельной работы детей; на занятиях имеет общеразвивающий эффект; дети знакомятся со свойствами предметов и правилами сортировки мусора.
В заключение теоретической части хочется отметить, что на сегодняшний день технологии бережливого производства внедряются во все сферы жизни, помогая налаживать организацию рабочего процесса. Время, в котором мы живем, требует постоянного учения, совершенствования, а где, как не в образовании должны применяться новые, современные технологии.
2 часть (практическая)
Сегодня представляю вам свою разработку.
Сначала давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем друг другу хорошего дня и настроения. Например: Я начинаю «Алена Витальевна я вам желаю хорошего настроения» (Участники выполняют действия).
Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, игру можно использовать вовремя ООД, подгруппового занятия, в индивидуальной работы и в свободной деятельности.
Участники игры : воспитанники детского сада, педагог/родители.
Материал: три контейнера для мусора с названиями: пластик, бумага, общие отходы, к ним прилагаются карточки с изображением мусора, макеты предметов по категориям (предметы из пластика, из бумаги и различные бытовые отходы).
Описание: Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем или же найденный макет.
Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами, ознакомление детей с понятием "сортировка мусора".
Задачи:
• формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
• развивать умения классифицировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
• развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность
Ход игры:
Детям предлагается экологическая ситуация : «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик» и «Общие отходы».
(Выступающий показывает картинку, педагог (по желанию) спрашивает, что за мусор и в какой контейнер поместить).
Задача обучающихся: определить материал, из чего он сделан предмет и рассортировать по категориям. А затем я создаю проблемную ситуацию, которую дети решают в игре.
Рефлексия:
Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать). Какие вещи можно сделать из этих материалов? А также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой.
Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?
3 часть (Заключение)
В заключение игры делаем вывод, к которому детей подводит применение данной педагогической технологии в ходе всей игры : Главное – любить и оберегать природу вокруг себя! А так же закрепить и запомнить, как экологическую привычку.
Уважаемые коллеги, желаю вам успехов в работе, бережливости, повышайте свою квалификацию, делитесь друг с другом опытом. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.
Используемая литература:
1. Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368с.
2. Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. Путешествие малышей по стране «Бережливость. - Витебск, 2010 г.
3. Замятина, В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019 г.
4. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». М. : Мозаика-Синтез, 2018.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
6. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru