Приложение МААМ

Мастер-класс «Формирование речевой активности и читательской грамотности посредством театрализованной деятельности»

юлия воробьева
Мастер-класс «Формирование речевой активности и читательской грамотности посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

ТЕМА

«Формирование речевой активности и читательской грамотности посредством театрализованной деятельности»

Цель:

Ознакомление участников мастер – класса с компонентами театрализованной деятельности и их применением в качестве формирования речевой активности дошкольников.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы затронуть важный аспект развития речевой сферы детей, такой как театрализованная деятельность: напомнить о её содержании и вариантах использования её компонентов. Вначале небольшая теоретическая часть, а затем мы с вами немного развлечемся – проиграем несколько театрализованных игр.

1 слайд

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Театр-это как раз тот мир, в котором ребенок общается, радуется, играет, познает окружающее…

2 слайд

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду заметней остальных. Этот вид деятельности, в которой игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, где наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

3 слайд

Так что же такое Театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит игра или действие, связанное с изображением какого-либо образа в движении и речевом оформлении.

4 слайд

Театрализованная деятельность состоит из 4 основных компонентов

Содержание театрализованной деятельности

1. Познавательный компонент включает представления, понятия, знания о мире и особенностях театрального искусства.

2. Речевой компонент включает: развитие речевого и артикуляционного аппарата; приобщение детей к миру художественной литературы; развитие монологической и диалогической речи; словарная работа; формирование выразительности речи; развитие речевого слуха и речевого внимания.

3. Художественно-эмоциональный компонент: создание эмоционального настроя; развитие чувств и положительных эмоций; работа с художественным произведением; работа с образами; передача характерных особенностей и чувств героев.

4. Деятельностный компонент включает в себя: деятельность ребенка по созданию образа персонажа (передача его повадок, характерных движений, звуков, реплик); создание костюмов, декораций.

5 слайд

Существуют различные формы театрализованной деятельности – это

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей,

-самостоятельная театрально-художественная деятельность,

-театральное занятие и тд.

И все эти формы театрализованной деятельности наполняются: упражнениями, этюдами, импровизациями (музыкально пластическими, на темы сказок, потешек, песенок, стихов, рассказов, играми - которые входят в раздел театрализованные игры, которые в конечном счете ведут к созданию и постановке спектакля.

Театрализованная игра в ДОУ организованно может пронизывать все режимные моменты, занятия (ООД, совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

6 слайд

Во время ООД педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровые приемы, используемые на занятии позволяют более доступно объяснить тот или иной материал, привлекают своей ненавязчивостъю, отсутствием жесткой регламентации. (физминутка, приход персонажа, игры на развитие памяти внимания и тд)

В совместную деятельность вне занятий на прогулке, в группе – включаются игровые ситуации, основанные на театрализованных играх, с последующим их обыгрыванием. (фрагменты сказок, изменение конца сказки, П. И. и тд)

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности может быть организована в младших и средних группах при условии, что у детей есть опыт проигрывать эти самые игры, т. е. с ними когда либо в них играли, показывали спектакли, обыгрывали этюды и т. д.

В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.

7 слайд

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами".

8 слайд

Помимо вышеперечисленных театральных игр не менее важную роль играют общеразвивающие и специальные театральные игры.

Общеразвивающие театральные игры направлены в первую очередь на готовность ребенка к творчеству, развивают внимание и наблюдательность, воображение и фантазию – качества, которые являются главным условием любой творческой деятельности. («Радиограмма» (внимание, согласованность действий, «Кто во что одет?» - наблюдательность, зрит память).

9 слайд

Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами, спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Специальные театральные игры готовят главным образом детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом («Одно и то же по- разному», «Превращение детей», Игры на память физических ощущений).

Знакомить детей со сценическим действием можно на материале театральных упражнений и этюдов (импровизируя на хорошо знакомых сказках, которые входят в раздел специальных театральных игр. Прежде всего, это игры, упражнения, этюды направлены на подлинность и целесообразность действий в предлагаемых обстоятельствах, т. е. в придуманной ситуации. Для того, чтобы действовать естественно, необходимо придумать ответы на вопросы: почему? для чего? и зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить любую позу или действие нафантазированными причинами («Угадай, что я делаю?» РН игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем»).

10 слайд

Следующий раздел театрализованной деятельности – ритмопластика.

Маленькие дети, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью ритмопластических упражнений и игр, которые развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Например, игры на развитие двигательных способностей – «Муравьи», где дети под музыку равномерно перемещаются в пространстве не сталкиваясь друг с другом и двигаясь в разных темпах; «Пальма» - в которой дети учатся напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах; «Не ошибись» - игра на развитие чувства ритма и координации (хлопки в ладоши и по коленям, притопы - ритм по показу педагога с постепенным усложнением, «Марионетки» - где дети учатся владеть своим телом, ощущать свой импульс (по сигналу педагога дети импульсивно, быстро принимают позу - по второму сигналу меняют её, в упражнении участвуют все части тела).

Также в этот раздел входят музыкально - пластические импровизации («Бабочки», «Заколдованный лес», «Петя и волк» и тд); жесты, как важное средство выразительности.

11 слайд

Важную роль в театрализации играет раздел «Культура и техника речи».

Упражнения и игры этого раздела помогают сформировать у детей четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); а также развить воображение, умение представить себе то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образней.

12 слайд

А чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата, и для этого я использую разнообразные артикуляционные гимнастики типа («Веселый пятачок», «Язык змеи», «Уколы в щечку» и тд); упражнения на речевое дыхание «Ветерок»;

13 слайд

игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой (когда смыкание связок совпадает с началом выдоха, для этого полезны упражнения по типу стона - «Больной зуб» (м-м-м) «Капризуля» (н-н-н); игры и упражнения на опору дыхания, например «Эхо» (Собирайся детвора ра!-ра!-ра).

Также очень важны творческие игры - игры на умение подбирать рифму «Похожий хвостик»,

14 слайд

творческие игры со словом – «Расскажи сказку по очереди», «Телефон» (умение строить диалог).

15 слайд

Очень полезно в данном контексте использовать на занятиях диалогические стихи и скороговорки. Говоря от имени действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. А на следующем этапе создается мини спектакль и разыграть его можно в форме этюдов. Затем можно переходить и к полноценной постановке спектакля.

16 слайд

А создание спектакля начинается с выбора пьесы. И, как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки народные и литературные. Чтобы выбрать произведение для спектакля необходимо прочитать разнообразные, литературные и фольклорные произведения, разобрать их, проанализировать, выявить характерные особенности персонажей, что прямо способствует формированию читательской грамотности.

Учитывая все вышесказанное можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов активизации речи детей. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи - здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно вложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т. д., что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.

Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединкам, которые находятся на стенде

.

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности» "Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»" На.

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группыКонспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы Конспект открытого занятия для детей средней группы по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе». Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование речевой активности и читательской грамотности посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 19:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование речевой активности и читательской грамотности посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем юлия воробьева (УИ 855639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД